В настоящее время на федеральном и региональном уровне реализуется ряд мероприятий, направленных на развитие научных и научно-педагогических кадров и обеспечивающих адресную поддержку отдельных групп исследователей, научных коллективов, студентов и молодых ученых. Действующие механизмы развития кадрового потенциала научной и научно-образовательной сферы нуждаются в дополнении новыми институтами развития и механизмами поддержки эффективного воспроизводства научных и научно-педагогических кадров для достижения наибольшего эффекта реализации государственной политики в этой области.
Федеральная целевая программа "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009-2013 годы стала первым этапом в формировании системы общефедерального комплекса мер по развитию научных и научно-педагогических кадров, обнаружила свою высокую популярность в научном и научно-образовательном сообществе, позволила апробировать перечень ранее не применявшихся механизмов поддержки научно-образовательных структур, разноформатных по составу научных коллективов и индивидуальных исследователей.
Практика реализации федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009-2013 годы позволила охватить государственной поддержкой основные стадии процесса подготовки и развития современных исследователей, формирования и укрепления ведущих научных коллективов, а также стала логическим продолжением и дополнением тех мер, которые осуществляются для подготовки и рационального использования научных и научно-педагогических кадров в национальной инновационной системе.
Новым этапом является Программа, которая направлена на усиление государственной поддержки в отношении наиболее успешных научных коллективов посредством увеличения объемов финансирования и продолжительности исследовательских проектов.
Программа опирается на результаты федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009-2013 годы, а также на достижения в области развития кадрового потенциала научной и научно-образовательной сферы в рамках других государственных программ и проектов.
Необходимость реализации Программы определяется высокой социальной значимостью решаемых проблем и невозможностью их комплексного решения вне Программы в сроки, отвечающие задачам укрепления национальной безопасности в сфере науки, образования и инновационного производства.
Выбор программно-целевого метода решения проблемы по развитию кадрового потенциала научной и научно-образовательной сферы является целесообразным в связи с несбалансированностью государственной политики и действий коммерческого сектора в области развития кадрового потенциала научной и научно-образовательной сферы, множественностью сегментов государственного сектора исследований и разработок и высшего профессионального образования и позволяет эффективнее расходовать средства федерального бюджета. Кроме того, значительная текущая зависимость системы подготовки научных и научно-педагогических кадров от государственного финансирования не позволяет рассчитывать на ее самостоятельное целостное развитие в рамках сохраняющейся структуры экономики Российской Федерации.