Недействующий

О централизованной автоматизированной обработке форм отчетности Росреестра в сфере государственного кадастра недвижимости в 2010 году (с изменениями на 22 июня 2010 года) (утратил силу с 01.01.2011 на основании приказа Росреестра от 28.12.2010 N П/684)

Методические указания по порядку составления отчета о наличии земель и распределении их по формам собственности, категориям, угодьям и пользователям (по состоянию на 1 января 2010 года)

1. Порядок составления отчета

Отчет о наличии земель и распределении их по формам собственности, категориям, угодьям и пользователям составляется во исполнение п.2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 года N 671-р, утвердившего в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2007 года N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" Федеральный план статистических работ, согласно которому Росреестр является субъектом официального статистического учета и осуществляет формирование официальной статистической информации, названной в п.п.9.6-9.13 плана, а также отчетные данные являются информационной базой для подготовки Государственного (национального) доклада о состоянии и использовании земель в Российской Федерации, ежегодно представляемого в Правительство Российской Федерации согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 28.11.2002 N 846 "Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга земель".

Отчет составляется один раз в год по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным.

Статистический отчет представляет собой обобщенный, систематизированный по определенному принципу свод документированных сведений о земельном фонде в определенных границах. Перечень обобщаемых в отчете сведений определен на основе действующего законодательства, сложившихся традиций учета количества, качественного состояния и правового положения земель в границах территорий, а также действующих в данной предметной области государственных и ведомственных стандартов. Принятый состав показателей характеризует наличие, состояние и использование земельного фонда в населенных пунктах, административных районах, субъектах Российской Федерации и в целом в Российской Федерации.

Целью обобщения в отчете различных данных о земле является информационное обеспечение государственного и муниципального управления земельными ресурсами в необходимом для этого объеме. Периодичность составления отчета позволяет анализировать количественные и качественные изменения, произошедшие с земельным фондом в течение года, определять эффективность принятых мер по устранению нарушений земельного законодательства при предоставлении земель и их использовании, а также осуществлять планирование мероприятий, направленных на дальнейшее увеличение производственного, инвестиционного, социального потенциала земли.

Отчетной документацией являются формы федерального государственного статистического наблюдения за земельными ресурсами, утвержденные Постановлением Росстата от 06.08.2007 N 61 "Об утверждении статистического инструментария для организации Роснедвижимостью статистического наблюдения за земельными ресурсами", а также приложения к статистическим формам и таблицы (см. раздел 3 настоящего документа).

Отчет о наличии земель и их распределении формируется на основе данных, ранее учтенных в документах государственного земельного кадастра (в том числе до 2000 года) в результате внесения сведений о состоянии и использовании земельных участков, их площади, местоположении, экономических и качественных характеристиках на основании данных о межевании земельных участков, сведений, представленных правообладателями земельных участков, результатов проведения топографо-геодезических, картографических, мониторинговых, землеустроительных, почвенных, геолого-геоморфологических и иных обследований.

В соответствии с п.1 ст.45 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастровый учет объектов недвижимости (земельных участков), проводившийся в установленном порядке на территории Российской Федерации до его вступления в силу, признан юридически действительным. Следовательно, считаются юридически действительными сведения о землях и земельных участках, внесенные в Единый государственный реестр земель и документы ГЗК, действовавшие ранее: книги учета земель различного уровня (земельнокадастровая книга предприятия, государственная земельнокадастровая книга района (города) и др.), содержащие сведения о регистрации землевладения (землепользования), количестве и качестве земель в экспликациях по каждому объекту учета. А также считаются юридически действительными сведения о земельном фонде (прежде всего его официальная общая площадь в границе административного образования), утвержденные органами власти в составе годовых статистических отчетов в соответствии с законодательством, действовавшим до момента принятия Федерального закона "О государственном земельном кадастре".

Таким образом, в статистическом отчете о наличии и распределении земель отражаются сведения о землях и земельных участках:

1) учтенные в документах государственного земельного кадастра, действовавших до 2000 года;

2) полученные в результате проведения государственного кадастрового учета вновь образованных земельных участков и внесения изменений в характеристики земельных участков в ЕГРЗ согласно Федеральному закону "О государственном земельном кадастре";

3) учтенные в государственном кадастре недвижимости согласно Федеральному закону "О государственном кадастре недвижимости" в связи с образованием или созданием объекта недвижимости либо изменением его уникальных или других установленных законом характеристик.

Отражаемые изменения отчетных данных, характеризующих земельный фонд по категориям земель, видам использования, формам собственности (видам вещных прав), являются результатом обобщения сведений о всех земельных участках, расположенных на соответствующей территории, у которых данные характеристики в течение отчетного года претерпели изменения при ведении государственного кадастра недвижимости.

Актуализация данных о распределении земель по угодьям и их качестве осуществляется на основе обработки данных, получаемых в ходе выполнения работ по инвентаризации и государственному мониторингу земель. При этом источником необходимых сведений служат землеустроительная, градостроительная, лесоустроительная документации, утвержденные в установленном порядке, а также решения и акты комиссий, содержащие сведения о состоянии и использовании земель.

В связи с тем, что вопросы управления земельными ресурсами не входят в ведение Росреестра, а также утратило силу Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.92 N 622 "О совершенствовании ведения государственного земельного кадастра в Российской Федерации", содержащее порядок сбора и предоставления обобщенных данных о земле, сведения о предоставлении государственных и муниципальных земель и других решениях в отношении земельных участков (земель) получаются от компетентных органов государственной власти и местного самоуправления в рамках соответствующих соглашений или единовременных запросов. Получение сведений, содержащих характеристики земельного участка и не вошедших в состав сведений государственного кадастра недвижимости, организуется аналогично. Данный порядок соответствует условиям предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 620 "Об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета".

Отчеты составляются отдельно для каждого административно-территориального образования (согласно действующему ОКАТО) организацией, осуществляющей учет текущих изменений сведений о наличии земель в границах территорий и распределении их по формам собственности, категориям, угодьям и пользователям.

Организациями, составляющими отчет, могут быть Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации (их структурные подразделения) или федеральные государственные учреждения, осуществляющие функции по государственному кадастровому учету. При включении в отчет сведений о вновь сформированных земельных участках, в том числе полученных в процессе разграничения государственной собственности на землю, участие федеральных государственных учреждений является обязательным.

Представляется отчет о наличии и распределении земель в субъекте Российской Федерации в Росреестр территориальными органами по субъекту Российской Федерации.

Отчеты составляются в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также Закона Российской Федерации "Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности".

На документах, входящих в отчет, проставляются подпись руководителя соответствующего Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации и подписи должностных лиц - исполнителей работ по подготовке отчета, а также печать территориального органа.

С целью большей достоверности представляемых в отчете всеобъемлющих данных о земле рекомендуем территориальным органам и их структурным подразделениям согласовывать отдельные сведения (о лесном фонде, водном фонде, организационно-правовых формах предприятий, правах на земельный участок, хозяйствующих субъектах и т.д.) с соответствующими территориальными органами МПР России, Минсельхоза России, Росстата, Росимущества и т.д.

Отчет о наличии и распределении земель представляется в Росреестр в два этапа:

Первый этап заключается в предварительном рассмотрении Росреестром представленных территориальными органами отчетов. Отчеты в Росреестр представляются в бумажном и электронном виде не позднее 1 марта года, следующего за отчетным. На бумаге отчет представляется в двух экземплярах и не брошюруется (т.е. формы отчетности не переплетаются в один отчет о наличии и распределении земель, но при этом скрепляются степлером листы отдельных форм). Один экземпляр содержит формы федерального государственного статистического наблюдения (включая приложения) и таблицы к докладу о состоянии и использовании земель. Второй экземпляр содержит только формы федерального статистического наблюдения и приложения к ним. К отчету прилагается краткая пояснительная записка (не более 4 листов текста без включения таблиц и диаграмм), содержащая анализ основных изменений в структуре земель подведомственных территорий за отчетный год со ссылками на документы - основания, подтверждающие факт изменения характеристик земель. Для представления в Росреестр сведения о земле в целом по субъекту Российской Федерации в статистические формы (в бумажном и электронном виде), приложения и таблицы (кроме таблицы N 6) вносятся в тыс.га. На предварительном этапе в отчет не включаются сведения в разрезе районов.

Заполненные формы должны иметь необходимые подписи, заверенные печатями, при этом первый экземпляр документов отчета должен содержать оригиналы форм, второй экземпляр может содержать копии форм.

В электронном виде отчетные данные передаются по электронной почте по следующим адресам:

aiso@kadastr.ru - отчеты, сформированные в программном комплексе, обеспечивающем централизованную автоматизированную обработку данных;

rnd10818@kadastr.ru - отчеты, сформированные в ПС "Свод", а также краткая пояснительная записка к отчету.

Второй этап начинается после принятия отчета Росреестром - отчетные данные по субъекту Российской Федерации считаются окончательными, после чего начинается формирование "Свода" данных в целом о землях в Российской Федерации. В свою очередь, Управления Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации оформляют отчет в сброшюрованном виде и не позднее 1 апреля представляют его в Росреестр. Данный экземпляр отчета содержит полный состав документов (перечень указан в 3 разделе), включая сведения о наличии и распределении земель по категориям и угодьям (форма N 22-2) в границах административных районов и городов областного, краевого, республиканского подчинения. В исключительных случаях (большой объем листов) допускается переплет "районных" и "городских" форм 22-2 в отдельный том.

В сброшюрованный отчет должны входить оригиналы форм, заверенные подписями и печатями.