В настоящее время наблюдаются две основные тенденции развития отрасли медицинской промышленности. С одной стороны, происходит консолидация основных игроков рынка, которые стремятся интегрировать в свою структуру или наладить постоянное партнерство с компаниями, работающими в сфере генных и биотехнологий, информационных технологий, создать себе выход на рынки развивающихся стран путем покупки местных производителей. С другой стороны, те же крупные игроки стремятся оставить за собой преимущественно функции маркетинга и R&D, отдавая остальные функции - сборочное производство, дистрибуцию, клинические испытания и т.д. - многочисленным международным партнерам. Тенденция к размещению сборочных производств или центров R&D в других странах принимает глобальный характер. Например, начиная с 2000 года, Индия превратилась в крупнейший центр разработок, где базы R&D имеют основные лидеры отрасли медицинских изделий.
Таким образом, можно говорить о размывании национальных границ бизнеса и переходе сектора в область международного партнерства. Это связано с развитием процесса глобального разделения труда. Выбор партнеров, как правило, осуществляется по следующим основным критериям: цена, простота и надежность взаимодействия (в том числе во многом связанные с открытостью и прозрачностью данных о состоянии отрасли, последовательной и предсказуемой политикой регулирования и простыми таможенными процедурами). Существуют также специфические критерии: например, в области клинических/доклинических исследований приобретают большое значение быстрота набора пациентов (Россия занимает одно из лидирующих мест) и регуляторно обусловленная простота взаимодействия (в этой области Россия сильно уступает другим странам, где партнерское взаимодействие в этой сфере происходит проще и быстрее).
В настоящее время имеет место общемировая тенденция к максимальной открытости во взаимодействии (прежде всего, в сфере обмена информацией и регулирования) и "точечному протекционизму", когда на фоне общей стимуляции внешнеэкономической деятельности протекционизм имеет своей целью защитить отдельные позиции в конкретном секторе, а не весь сектор целиком. При этом уже сейчас наблюдается выраженная тенденция к объединению усилий отдельных корпораций, отраслей, государств для достижения значительного синергетического эффекта в области финансирования и управления проектами. Компании начали все в большей степени отдавать приоритет партнерствам в отличие от слияний и поглощений, поскольку партнерства показали большую экономическую и социальную эффективность (более 90% слияний и поглощений привели к резкому снижению эффективности бизнесов, в то время как партнерства позволяют добиться мощного синергетического эффекта за счет развитых локальных компетенций).
В современных условиях этапы промышленной сборки медицинских изделий активно осваиваются менее развитыми странами, и сами технологии все более превращаются в товар, производимый пока преимущественно развитыми странами.
Анализируя мировые тенденции в области R&D и инноваций, необходимо отметить, что наблюдается выраженная тенденция к совместному инновационному процессу. Формируется множество смешанных партнерств - коммерческих, государственных, образовательных институтов. Усиливаются формы межотраслевого влияния и взаимодействия, формируется концепция интегрального развития науки и индустрии. Растет влияние международного бизнеса, который финансирует около 7% исследований общественных организаций и университетов. Отмечается значительный рост рынка инновационных разработок: обмениваются патенты, лицензии, технологии, ноу-хау, исследования, техническая поддержка. Тем не менее, сохраняется высокая стоимость R&D на фоне наращивания количества исследований, поэтому совместное проведение исследований получает все большее и большее распространение. Инвестиционная оценка R&D и прогнозирование экономического эффекта от внедрения результатов играют существенную роль при получении финансирования.
Наиболее важная роль в инновационном развитии экономики XXI века принадлежит трём технологиям: информационные технологии, нанотехнологии и биотехнологии.
В период 2015-2020 годов дополнительным фактором роста как российского, так и мирового рынков станет внедрение в практику здравоохранения (пока ещё дорогостоящих) биомедицинских технологий. К этому времени можно ожидать появления продуктов, пригодных для массового применения.
В проекции на отрасль медицинских изделий можно выделить такие перспективные направления как молекулярно-генетическая диагностика (создание специализированного оборудования и программного обеспечения); клеточная и тканевая инженерия, регенеративная медицина (создание специализированных биосовместимых материалов); диагностические тесты (разработка и производство высокочувствительных биосенсоров и биочипов, создание аналитических методов).
При сохранении текущего вектора развития Россия окажется в роли потребителя продуктов, основанных на применении новых технологий, и будет вынуждена затрачивать огромные ресурсы на импорт.