Действующий

Об утверждении Стратегии развития медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года

1. Российский рынок медицинских изделий


Российский рынок медицинских изделий обладает высоким потенциалом роста, что обусловлено высокой численностью населения (по данным Росстата, в 2012 году в России проживало порядка 143 млн. человек), наличием значительных финансовых ресурсов и потребностью в модернизации системы здравоохранения.

Расходы на здравоохранение находятся в настоящее время на низком уровне по сравнению с развитыми странами. В 2012 году общие расходы на здравоохранение в России составили порядка 5,4% ВВП в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", данными Всемирной организации здравоохранения (далее - ВОЗ) и статистикой Федеральной службы статистики Российской статистики (далее - Росстат), в то время как в западных странах этот показатель находится на уровне 8-16% ВВП в соответствии с данными ВОЗ. Государственные расходы на здравоохранение в России - отличаются от ЕС в 2 раза (3,7% ВПП (в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 30 ноября 2011 года N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" и статистикой Росстат) и 6,9% ВВП соответственно (в соответствии с данными ВОЗ)). В расчете на человека российское государство тратит на здравоохранение в 3,9 раза меньше, чем в среднем страны ЕС.

     
Рисунок 1. Сравнение расходов на медицинские изделия из расчета на душу населения (2012 год)


Источники: Отчеты мировых аналитических агентств Frost&Sullivan и Global Data, национальные статистические агентства.

Рынок медицинских изделий в России растёт высокими темпами. Среднегодовой темп роста за период 2000-2012 составил 19,6%. В 2012 году, по разным оценкам, объём внутрироссийского потребления медицинских изделий составил порядка 160 млрд. рублей, что составляет около 1,4% от мирового рынка медицинских изделий. Необходимо отметить, что российский рынок быстро восстановился после периода замедления 2008-2009 годов.

     
Рисунок 2. Объем рынка медицинских изделий в Российской Федерации в 2000-2012 годы (млрд.руб.)


Источник: Росстат, оценки ГК "БЮРО".

При этом в отдельных сегментах рынка структура доли отечественных производителей различается в денежном и натуральном выражении. Это различие характеризует концентрацию отечественных компаний в низком и среднем ценовом сегментах и говорит о рисках потери позиций в будущем при росте доли высокотехнологичной продукции в структуре потребления медицинских изделий.

Таким образом, тенденция снижения совокупной доли отечественных производителей связано с низким уровнем конкурентоспособности отечественной продукции и ее невысокими потребительскими качествами, несоответствием современным стандартам, предъявляемым к процессам производства, отсутствием собственной современной базы разработок продукции.