Действующий

О мероприятиях по сокращению количества принимаемых органами кадастрового учета отрицательных решений

Министерство экономического развития Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

ПИСЬМО

от 29 января 2010 года N 14-601-ВК

О мероприятиях по сокращению количества принимаемых органами кадастрового учета отрицательных решений  



Ранее письмом от 02.10.2009 N 14-7828-ВК Росреестр сообщал об осуществлении мероприятий по мониторингу ошибок, допущенных органами кадастрового учета при проведении кадастрового учета, в том числе в части принятия необоснованных решений о приостановлении или отказе в проведении государственного кадастрового учета земельных участков (далее - кадастровый учет).

Дополнительно Росреестром проводится анализ решений о приостановлении или отказе в проведении кадастрового учета, принятых в отношении межевых планов, в рамках которого проводятся:

- контроль количества принимаемых межевых планов, необходимых для проведения кадастрового учета;

- контроль количества принятых органами кадастрового учета решений о приостановлениях или отказах в проведении такого учета;

- анализ правомерности принимаемых органами кадастрового учета решений на основании проверок, проведенных центральными аппаратами территориальных органов Росреестра и ФГУ "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации в соответствии с письмом Росреестра от 21.10.2009 N 14-8396-ВК.

Кроме того, получено мнение общественных организаций, объединяющих лиц, считающихся кадастровыми инженерами.

В результате проведенных работ выявлено, что распространенными причинами принятия отрицательных решений являются не только низкое качество подготовки документов лицами, считающимися кадастровыми инженерами, но и неправомерно принимаемые органами кадастрового учета решения, в частности:

- по основаниям, предусмотренным для приостановления проведения учета, принимаются решения об отказе в проведении учета;

- принимаются решения об отказе в учете изменений по причине временного характера сведений кадастра;

- истребуются для включения в приложение документы, не предусмотренные требованиями;

- требуют согласования с лицами, не являющимися смежными землепользователями, например с администрациями сельских поселений;

- незначительные расхождения в данных правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов трактуются как противоречие между сведениями об объекте недвижимости (например, в правоустанавливающем документе указано разрешенное использование земельного участка "ведение приусадебного хозяйства и обслуживание жилого дома", а в свидетельстве на право собственности на этот же земельный участок - "индивидуального жилого дома и личного подсобного хозяйства";

- приводятся формальные причины, не влияющие на проведение кадастрового учета (отсутствие или наличие точки рядом с цифрой при нумерации столбцов или строк).

Данные факты свидетельствуют о низком профессиональном уровне лиц, принимающих решения, а также специалистов центральных аппаратов территориальных органов, проверяющих обоснованность и правомерность принимаемых решений.

В отдельных случаях принятие решений о приостановлении или отказе в проведении кадастрового учета обусловлено предоставлением недостоверных сведений кадастра как о наличии записей в кадастре о ранее учтенных земельных участках, так и о координатах характерных точек границ ранее учтенных земельных участков (например, в Московской области по одному и тому же заявлению такая ситуация повторялась трижды).

Кроме того, имеют место нарушения в оформлении решений о приостановлении или отказе в кадастровом учете:

- отсутствие конкретных обстоятельств, ставших причиной принятых отрицательных решений;

- принятие повторных решений об отказе по причинам, не указанным в первом решении о приостановлении или отказе;

- отсутствие рекомендаций по доработке межевых планов.

На основании изложенного, в целях оптимизации деятельности территориальных органов Росреестра, направленной на уменьшение количества отказов и приостановлений и повышение качества ведения кадастра недвижимости и содержащихся в нем сведений, руководителям территориальных органов Росреестра и директорам ФГУ "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации поручается:

1. В срок до 26.02.2010:

- организовать проведение совещаний с лицами, считающимися кадастровыми инженерами и осуществляющими кадастровую деятельность в соответствующем субъекте Российской Федерации, по проблемным вопросам, возникающим в части подготовки межевых планов и своевременного устранения возникших проблем;

- предложить лицам, считающимся кадастровыми инженерами, осуществить дополнительную проверку используемых ими для подготовки межевых планов иных программных средств на соответствие установленным Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 требованиям.

2. В срок до 01.03.2010:

- организовать проведение совещаний (с элементами обучения) со специалистами, непосредственно осуществляющими кадастровый учет (прием документов, проверку и принятие решений), по вопросам анализа, подготовки и проверки межевых планов и иных документов, представляемых на кадастровый учет;