Действующий

О внесении изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года N 2146-р (в части внесения изменения в Программу деятельности Государственной компании "Российские автомобильные дороги" на долгосрочный период (2010-2019 годы)

III. Мероприятия Программы и ее целевые индикаторы и показатели


Срок реализации Программы - 2010-2020 годы. Программа рассматривается в качестве I этапа реализации долгосрочной стратегии по созданию национальной сети автомагистралей и скоростных автомобильных дорог в Российской Федерации.

Целевые индикаторы и показатели Программы соотносятся с целевыми индикаторами и показателями подпрограммы "Автомобильные дороги" федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 года N 848, с учетом планируемого продления срока ее реализации до 2020 года. Целевые индикаторы и показатели Программы приведены в приложении N 1.

Мероприятия Программы сгруппированы по следующим направлениям деятельности Государственной компании:

организация строительства и реконструкции автомобильных дорог Государственной компании;

доверительное управление автомобильными дорогами Государственной компании;

организация собственной (иных видов) деятельности Государственной компании.

Для обеспечения функционирования Государственной компании предусматривается ежегодное внесение имущественного взноса Российской Федерации на содержание Государственной компании, а также на финансирование расходов, связанных с уплатой арендной платы за земельные участки и проведением кадастровых работ в отношении автомобильных дорог и земельных участков Государственной компании. Внесение имущественного взноса обеспечивает Министерство транспорта Российской Федерации в пределах средств федерального бюджета на текущий финансовый год и плановый период. Размер имущественных взносов Российской Федерации в Государственную компанию в 2010-2020 годах приведен в приложении N 2. Этот размер подлежит уточнению после утверждения федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.

Государственное софинансирование дорожных работ, выполняемых на автомобильных дорогах Государственной компании, осуществляется путем ежегодного предоставления субсидий из федерального бюджета. На осуществление деятельности по доверительному управлению автомобильными дорогами Государственной компании и по организации строительства и реконструкции автомобильных дорог Государственной компании субсидии из федерального бюджета предоставляются в размере согласно приложению N 3. Предоставление в установленном порядке указанных субсидий обеспечивает Министерство транспорта Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда. Размер субсидий подлежит уточнению после утверждения федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.

Мероприятия по организации строительства и реконструкции автомобильных дорог Государственной компании предусматривают обеспечение подготовки документации по планировке территории и проведение земельно-кадастровых работ, разработку проектной документации, резервирование земель и изъятие земельных участков для размещения автомобильных дорог, проведение работ по строительству, реконструкции и комплексному обустройству автомобильных дорог Государственной компании, в том числе в рамках реализации инвестиционных и концессионных соглашений. При реализации проектов строительства (реконструкции, комплексного обустройства) автомобильных дорог Государственной компании на основе механизмов государственно-частного партнерства в состав указанных мероприятий включаются работы (услуги) по разработке бизнес-планов, технико-экономических обоснований (для контрактов полного жизненного цикла), транспортных моделей, конкурсной и контрактной документации для проведения инвестиционных и концессионных конкурсов.

При подготовке к реализации инвестиционных проектов Государственная компания осуществляет их структурирование в целях определения оптимальной конфигурации каждого из проектов, основных его участников и партнеров, условий их взаимоотношений, распределения рисков и ответственности, а также в целях применения наиболее эффективных форм и условий организации финансирования проекта в течение его жизненного цикла. По результатам структурирования инвестиционного проекта Государственная компания принимает решение о выборе организационно-правовой и организационной схемы его реализации.

В период реализации Программы планируется провести комплекс работ по проектированию, подготовке территории и строительству (реконструкции) следующих автомагистралей и скоростных автомобильных дорог Государственной компании для организации их эксплуатации на платной основе:

М-1 "Беларусь" - от Москвы до границы с Республикой Белоруссия (на гг.Минск, Брест);

М-3 "Украина" - от Москвы через Калугу, Брянск до границы с Украиной (на Киев);

М-4 "Дон" - от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска;

М-11 строящаяся скоростная автомобильная дорога Москва - Санкт-Петербург;

А-113 строящаяся Центральная кольцевая автомобильная дорога (Московская область);

строящиеся автомобильные дороги для обеспечения комплексного развития Новороссийского транспортного узла;

строящаяся скоростная автомобильная дорога Москва - Нижний Новгород - Казань (на участке обхода гг.Балашихи и Ногинска).

Приведение параметров автомобильной дороги М-4 "Дон" в соответствие с прогнозируемой интенсивностью движения и нормативными требованиями планируется путем реконструкции соответствующих участков дороги с доведением количества полос движения не менее чем до 4 в обоих направлениях, а также строительства обходов населенных пунктов, через которые она проходит в настоящее время.

Строительство скоростной автомобильной дороги М-11 Москва - Санкт-Петербург, а также реконструкцию автомобильной дороги М-1 "Беларусь" от Московской кольцевой автомобильной дороги до км 132 планируется завершить к началу проведения чемпионата мира по футболу 2018 года. На остальных участках автомобильной дороги М-1 "Беларусь" к указанному сроку планируется завершить работы по комплексному обустройству, включая размещение барьерного ограждения на всем протяжении и строительство разноуровневых транспортных развязок для обеспечения режима безостановочного скоростного движения.

Строительство участков скоростной автомобильной дороги М-11 Москва - Санкт-Петербург будет осуществляться в рамках концессионных соглашений, а также долгосрочных инвестиционных соглашений, включающих полный цикл дорожных работ (рабочее проектирование, строительство, содержание, ремонт, капитальный ремонт, эксплуатация систем взимания платы и автоматизированных систем управления дорожным движением), заключаемых на срок от 22 до 30 лет.

Реконструкцию автомобильной дороги М-1 "Беларусь" планируется осуществлять в основном в рамках концессионного соглашения, реализуемого по схеме "контракта жизненного цикла", предусматривающего поэтапный возврат инвестированных концессионером средств на стадии эксплуатации через выплату соответствующих платежей концедента (при этом вся выручка от сбора платы будет поступать в доход концедента). В целях обеспечения необходимого уровня мотивации концессионера на качественное выполнение дорожных работ, увеличение межремонтных сроков, применение инновационных технологий, обеспечивающих повышение надежности и транспортно-эксплуатационных характеристик объекта, условиями концессионного соглашения планируется установить зависимость размера платежей концедента от транспортно-эксплуатационных показателей объекта концессионного соглашения.

Помимо реконструкции автомобильной дороги М-1 "Беларусь" концессионные соглашения, реализуемые по схеме "контракта жизненного цикла", планируется также заключить в отношении участков Центральной кольцевой автомобильной дороги (Московская область) и участков скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург 214-й км - 258-й км, 543-й км - 646-й км и 646-й км - 684-й км.

Еще одной формой государственно-частного партнерства, используемой Государственной компанией, являются долгосрочные инвестиционные соглашения. По своему предмету, основным условиям финансирования и срокам реализации долгосрочные инвестиционные соглашения в целом аналогичны концессионным соглашениям, реализуемым по схеме "контракта жизненного цикла", и отличаются от них условиями распределения имущественных прав на объекты, реконструкция и строительство которых завершены (в рамках долгосрочных инвестиционных соглашений объект инвестиционного соглашения и земельные участки под ним не передаются во владение и пользование исполнителю соглашения на стадии эксплуатации объекта), а также объемы привлекаемого внебюджетного финансирования, которое, как правило, в них не превышает 10-15 процентов общей стоимости реконструкции или строительства. В рамках долгосрочных инвестиционных соглашений планируется осуществить строительство участков скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург 258-й км - 334-й км и 334-й км - 543-й км, а также реконструкцию ряда участков автомобильной дороги М-4 "Дон".

Особой разновидностью долгосрочного инвестиционного соглашения является такая новая форма контрактных отношений в дорожном хозяйстве, как операторское соглашение. Операторские соглашения заключаются на срок до 10-15 лет и могут включать в себя выполнение оператором работ по комплексному обустройству участков, включая размещение систем взимания платы и автоматизированной системы управления дорожным движением, содержанию, ремонту, капитальному ремонту участков, организации сбора платы за проезд с пользователей, а также по эксплуатации и техническому обслуживанию интеллектуальных транспортных систем. Помимо этого в условия операторского соглашения, как правило, включается обеспечение оператором полного или частичного финансирования работ по размещению систем взимания платы и автоматизированной системы управления дорожным движением с последующим поэтапным возмещением Государственной компанией понесенных оператором затрат с предусмотренной нормой доходности на инвестированный капитал. Для обеспечения высокого уровня мотивации оператора на максимизацию выручки от сбора платы, а также для применения наиболее технологически эффективных решений предусматривается система бонусов (премирования оператора) за обеспечение сбора платы сверх установленных плановых показателей.

Заключение операторских соглашений предусматривается преимущественно в отношении тех участков автомобильной дороги Государственной компании, на которых завершены или находятся в завершающей стадии работы по их строительству или реконструкции, однако требуется дооснащение указанных участков системами взимания платы и системами по управлению дорожным движением. В отдельных случаях операторские соглашения могут не предусматривать выполнения оператором работ по содержанию, ремонту и капитальному ремонту участков автомобильной дороги в том случае, если выполнение этих работ уже было включено в ранее заключенные договоры о строительстве или реконструкции участков автомобильных дорог Государственной компании.

Заключение операторских соглашений в основном планируется в отношении участков автомобильной дороги М-4 "Дон", реконструкция которой осуществляется с начала 2000-х годов и которая первоначально не предполагала эксплуатации большинства участков этой автомобильной дороги на платной основе. В планируемых операторских соглашениях планируется применить секционный принцип, который предусматривает привлечение операторов на участки протяженностью не менее 200-400 км, соответствует международному опыту и позволит оптимизировать организацию работ по эксплуатации автомобильной дороги Государственной компании, систему сбора платы и автоматизированную систему управления дорожным движением на этой автомобильной дороге. Применение секционного принципа подразумевает создание 4 центров управления секциями, функционально совмещенных с территориальными структурными подразделениями Государственной компании.

Начиная с 2013 года Государственная компания должна перейти на реализацию работ по строительству и реконструкции участков автомобильных дорог Государственной компании с последующей их эксплуатацией преимущественно на основе указанных договорных механизмов государственно-частного партнерства с включением в условия заключаемых договоров (соглашений) инвестиционных обязательств исполнителей по софинансированию выполняемых работ. Использование краткосрочных и (или) неинвестиционных схем договоров сохранится в отношении работ по подготовке территории строительства, выполняемых в целях заключения концессионных соглашений, работ по строительству и реконструкции альтернативной сети автомобильных дорог, отдельных искусственных сооружений, а также в отношении работ, касающихся обязательств Государственной компании в рамках заключенных концессионных и инвестиционных соглашений.