Действующий

Об утверждении Методических рекомендаций по подготовке проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации

4.7 Особенности обоснования возможных вариантов размещения объектов регионального значения различных типов

4.7.1 Приведённые в разделе методики имеют особенности применительно к различным типам объектов (линейных, точечных, площадных).

Различные типы объектов формируют планировочный каркас территории субъекта Российской Федерации или его части и в то же время зависят от развитости тех или иных элементов планировочного каркаса территории.

Линейные и точечные объекты капитального строительства формируют основные планировочные оси и центры территории. Они связаны с размещением транспортных коммуникаций, объектов инженерной инфраструктуры и локально размещённых объектов в области социальной или производственной инфраструктуры, занимающих небольшие земельные участки.

4.7.2 Зональные (площадные) объекты регионального значения

Объекты этого типа размещаются, главным образом, в пределах ценных природных ландшафтов, территориально сближенных объектов культурного наследия и их сочетаний. Это, в основном, особо охраняемые природные территории или территории, имеющие историко-культурное назначение, которые занимают ключевое положение в экологическом каркасе субъекта Российской Федерации. Их размещение должно соответствовать определённым в Концепции градостроительного (территориального) развития субъекта Российской Федерации зонам приоритетного вида использования территории с учётом требований земельного законодательства по использованию земель различных категорий.

К зональному типу объектов могут относиться также территории особых экономических зон, в том числе туристско-рекреационного типа (туристско-рекреационные кластеры).

4.7.3 Линейные объекты регионального значения

Размещение объектов линейного типа зависит от состояния и целей формирования экономического и социального каркаса территории, формируемых, соответственно, системой производственных комплексов и объектов и центров систем расселения, которые, как правило, взаимозависимы и совпадают территориально.

При формировании и размещении системы объектов в области транспорта основополагающими требованиями являются:

- формирование единой транспортной сети рассматриваемой территории, увязывающей разные виды деятельности в области транспорта и учитывающей особенности различных видов транспорта в зависимости от объёмов и структуры перевозок;

- "стыковка" мероприятий по развитию транспортных объектов субъекта Российской Федерации с соответствующими мероприятиями на федеральном и местном уровнях;

- формирование комплексных транспортных узлов, имеющих важное логистическое значение и обеспечивающих формирование "точек опережающего развития";

- планирование магистралей в соответствии с требованиями соответствующего вида транспортного строительства;

- учёт принципа минимизации затрат по реконструкции и инженерной подготовке территории под строительство.

Формирование и размещение линейных объектов инженерной инфраструктуры связано с обеспечением нужд всех контингентов потребителей электроэнергии, газа, воды, услуг связи (в основном, на межмуниципальном уровне). Поэтому инженерные коммуникации имеют более разветвлённый характер. Кроме того их размещение (по сравнению с транспортными коммуникациями) имеет меньше ограничений.

4.7.4 Объекты регионального значения (капитального строительства) локального (точечного) характера

Для размещения объектов точечного характера следует, прежде всего, учитывать являются ли эти объекты капитального строительства элементами общей иерархической системы предприятий и учреждений данной отрасли. В этом случае важнейшей задачей является учёт формирования единой комплексной системы социальных учреждений федерального, регионального и местного значения (включая межмуниципальный уровень). Особенно это касается объектов социальной инфраструктуры, развитие и размещение которых должно учитывать перспективную систему расселения и численность населения на обслуживаемой этими учреждениями территории, а также удобство транспортного положения планируемого размещения такого объекта по отношению к обслуживаемой им территории.

В соответствии с этими требованиями такие объекты, как правило, размещаются в основных центрах расселения (организационных центрах - административных центрах субъектов Российской Федерации, межмуниципальных центрах).

Объекты локального типа могут также иметь единичный характер, например, особые экономические зоны регионального значения (промышленно-производственные и технико-внедренческие экономические зоны). В соответствии с Федеральным законом от 22.06.2005* N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах" территории промышленно-производственных зон не должны превышать 20 км, а технико-внедренческой зоны - два км. Эти зоны не могут размещаться на территориях нескольких муниципальных образований и не должны включать полностью территорию муниципального образования. Поэтому технико-внедренческие зоны, как правило, размещаются в пределах населённых пунктов, а промышленно-производственные зоны могут размещаться и за их границами. При определении их местоположения выбираются города, имеющие высокий научно-технический, образовательный, производственный потенциал. Особые экономические портовые зоны создаются на территориях аэропортов, морских и речных портов, имеющих важное логистическое значение (в т.ч. экспортное).

________________
     * Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "от 22 июля 2005 года". - Примечание изготовителя базы данных.


Особые экономические зоны туристско-рекреационного типа создаются на территориях, обладающих высоким историко-культурным и природным потенциалом.

Локальные объекты различных видов могут создаваться для решения комплексных задач по решению актуальных проблем территориального характера. Например, для решения проблемы предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера строятся дамбы (от наводнений), подпорные стенки (для предотвращения оползней) и другие сооружения.

4.7.5 Объекты регионального значения зонального (территориального) типа размещаются с учётом концепции территориальной (градостроительной) организации субъекта Российской Федерации. В зависимости от вида объекта учитываются границы особо ценных природных ландшафтов и объектов (особо охраняемые природные территории), совокупность территориально сближенных объектов культурного наследия (историко-культурные заповедники и зоны).