39. Основным показателем рентабельности в транспортной организации является рентабельность услуг (перевозок), определяемая как отношение прибыли от реализации услуг (Пр) к затратам на реализацию услуг (расходам по обычным видам деятельности или полной себестоимости, включающей управленческие и коммерческие расходы) (S), т.е.:
, % (32)
Другим показателем, применяемым транспортными организациями, является рентабельность оборота:
, % (33)
где: П - прибыль до налогообложения организации, руб.,
В - выручка от реализации (доходы по обычным видам деятельности), руб.
Расчет рентабельности оборота и рентабельности услуги (перевозки) проводится в соответствии с технологией, указанной в приложении N 5 к настоящим Методическим рекомендациям.
Рентабельность оборота транспортной организации, определенная по прибыли до налогообложения, должна быть не менее 4,8%.
Для экономически устойчивой деятельности транспортной организации уровень рентабельности услуги (перевозки) должен быть равен 9,6% ( = 9,6%).
40. Экономически обоснованный уровень рентабельности должен включать также инвестиционную составляющую, т.е. учитывать долю дополнительной прибыли, которую транспортная организация должна получить, чтобы прибавлять к амортизационным отчислениям на транспортные средства для обеспечения возможности их обновления с учетом роста рыночной стоимости, а также обеспечивать получение прибыли для обновления пассивной части основных средств.
Расчет инвестиционной составляющей для обновления транспортных средств проводится в соответствии с методикой, включающей технологию расчета ее величины и указанной в приложении N 6 к настоящим Методическим рекомендациям.
Определение необходимого уровня рентабельности, обеспечивающего обновление ТС, осуществляется на основе таблицы 3.
По таблице 3, исходя из величины коэффициента обновления и исходя из доли балансовой стоимости самортизированных ТС в общей балансовой стоимости ТС, определяется необходимый уровень рентабельности (инвестиционная составляющая в стоимости 1 км пробега транспортного средства).
Коэффициент обновления () - это отношение балансовой стоимости приобретенных в течение года транспортных средств (ТС) к балансовой стоимости всех имеющихся ТС на конец года. Величина коэффициента обновления выбирается на основе совместного решения перевозчика с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Определение необходимой величины рентабельности () рассмотрено на примере транспортной организации, где доля самортизированных ТС составляет 75%.
Для обновления полностью самортизированных ТС, полная первоначальная стоимость которых составляет 75% в полной первоначальной стоимости всех ТС, нужно провести расчет следующим образом:
из таблицы 3 выбрать строку, в которой в первой колонке стоит 75;
принять решение совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления о количестве лет, за которое будет проведено обновление (например, 7,5 лет), разделить 75 на 7,5, получив в результате 10;
выбрать столбец с коэффициентом обновления 10%;
взять цифру, стоящую на пересечении выбранной строки и выбранного столбца (выделена жирным шрифтом).
Таким образом, чтобы за 7,5 лет обновить полностью самортизированные ТС, в рассматриваемой в качестве примера транспортной организации, нужно иметь дополнительную рентабельность в размере 12,6 % в год.
Инвестиционная составляющая (ИС) в рентабельности перевозчика должна обеспечивать возможность обновления не только активной части основных средств (ОС), но также и их пассивной части (за исключением прочих объектов и имущества, не связанного с обеспечением перевозочной деятельности). ИС на обновление пассивной части ОС включается в рентабельность дополнительно к ИС на обновление ТС и определяется следующим образом: уровень рентабельности, включаемый в стоимость перевозки в целях обновления ТС, корректируется на коэффициент, отражающий соотношение фактических коэффициентов износа пассивной и активной частей ОС организации.
, (34)
где:
- инвестиционная составляющая в рентабельности на обновление пассивной части основных средств;
- инвестиционная составляющая в рентабельности на обновление активной части основных средств;
- коэффициент износа пассивной части основных средств ();
- износ пассивной части основных средств, определяемый как начисленная с начала срока эксплуатации амортизация пассивной части основных средств, руб.;