9.3.1 После окончания монтажа рулевого и подруливающего устройств эксперт должен проверить:
.1 сертификаты на цепи и канаты, акты о гидравлическом испытании системы гидравлики;
.2 надежность установки и крепления основного рулевого привода на судовом фундаменте;
.3 правильность нанесения контрольных рисок среднего положения руля (насадки), правильность градуировки указателя положения руля (насадки) у сектора;
.4 центрирование привода;
.5 качество установки подшипников баллера;
.6 прилегание опорных поверхностей рулевого привода к прокладкам и прокладок к опорным частям фундамента, а также головок фундаментных болтов и гаек к поверхностям привода и полкам фундамента;
.7 плотность соединений трубопроводов гидравлических систем рулевого и подруливающего устройств;
.8 легкость поворота пера руля или поворотной насадки при отсоединенном приводе;
.9 монтажные соединения баллера с пером руля или поворотной насадкой, наличие клейма Речного Регистра на баллере, если это предусмотрено Номенклатурой (см. приложение 1);
.10 установку боковых упоров рулевого привода;
.11 сальниковое уплотнение баллера и непроницаемость уплотнения конусных соединений;
.12 установку и крепление запасного рулевого привода;
.13 зазоры в петлях и подшипниках;
.14 зазоры, регламентирующие перемещение руля либо насадки в аксиальном направлении (вверх) в зависимости от конструкции рулевого привода;
.15 наличие стопорных приспособлений, исключающих самоотвинчивание движущихся деталей устройства;
.16 углы перекладки руля или поворотной насадки до соприкосновения с ограничителем поворота на корпусе и размер площади поверхности касания;
.17 соответствие показаний аксиометров положению рулей или насадок.
9.3.2 При швартовных испытаниях рулевого устройства проверяют:
.1 работоспособность устройства с механическим приводом путем непрерывной перекладки руля или насадки с борта на борт в течение 30 мин;
.2 возможность работы устройства от аварийного источника питания в течение 15 мин;
.3 время перекладки руля или насадки с борта на борт и от среднего положения на левый и правый борт в отдельности при питании от основного и аварийного источников электроэнергии. В случае использования главного двигателя в качестве привода для гидронасоса рулевого устройства время перекладки руля замеряется на режиме малого и полного ходов;
.4 надежность переключения с основного привода на запасный и обратно не менее трех раз и при различных положениях руля или насадки;
.5 работоспособность устройства с запасным приводом путем шестикратной перекладки руля или насадки с борта на борт, время перекладки на угол от 20° одного борта до 20° другого борта и необходимое для выполнения этой операции количество людей;
.6 исправность ограничителей хода рулевой машины и угла поворота сектора;
.7 исправность средств связи постов управления судном и аксиометров;
.8 нагрев подшипников рулевой машины, редукторов и других частей;
.9 перекладку руля или насадки с помощью румпеля (румпель-талей).