Контроль деталей двигателя
Наименование судна | Судовладелец | ||||
Марка двигателя | Заводской N | ||||
Дата изготовления | Отработал | ч. | |||
Наименование детали | Оцениваемый параметр | Значение оцениваемого параметра | Техническое состояние | Примечание |
Коренные шейки | Эллиптичность | |||
Конусность | ||||
Уменьшение диаметра | ||||
Биение | ||||
Шатунные шейки | Эллиптичность | |||
Конусность | ||||
Уменьшение диаметра | ||||
Основные движущиеся части | Разрушения, трещины, задиры, остаточные деформации | |||
Детали остова | Разрушения, трещины, сквозные раковины | |||
Коленчатый вал | Раскеп |
Подписи | |||
2.4 Измерение раскепов производится на собранном двигателе с маховиком и с присоединенным валопроводом. Раскепы коленчатого вала определяют как разность расстояний между щеками кривошипов коленчатого вала, измеренных в диаметрально противоположных положениях кривошипа: НМТ - ВМТ, левый борт - правый борт.
Измерения проводят микрометрическим нутромером или специальным индикатором, поставляемым вместе с двигателем, с погрешностью не более 0,01 мм. Измерительный инструмент устанавливают в специальные точечные гнезда, подготовленные организацией-изготовителем. В случае их отсутствия нужные точки наносятся керном. Длину измерительного инструмента необходимо отрегулировать так, чтобы до установки между щеками она превышала измеряемое расстояние на 3,0-3,5 мм.
Во время проворачивания коленчатого вала в направлении вращения двигателя на передний ход от начала НМТ и до конца измерения прибор должен держаться только силой давления пружины. В НМТ раскеп измеряется сразу после прохождения шатуном района измерения.
При определении раскепов коленчатого вала следует контролировать прилегание соседних коренных шеек к нижним вкладышам рамовых подшипников. Щуп толщиной 0,03 мм не должен проходить, если другое значение зазора не определено техническими условиями или инструкцией по эксплуатации. Максимальное значение раскепа заносится в таблицу и сравнивается с нормируемым. По результатам сравнения определяется техническое состояние коленчатого вала по этому параметру.
2.5 Обнаружение разрушений, задиров, трещин основных движущихся частей (валов, шатунов, штоков, тяг, балансиров, шестерен, муфт) производится визуально или методом неразрушающего контроля.
Макроскопические трещины, коррозионные и эрозионные разрушения, задиры на поверхности движущихся частей обнаруживают при осмотре с помощью лупы с 5-кратным увеличением.
Поверхностные и подповерхностные трещины целесообразно выявлять с помощью магнито-порошкового или других методов неразрушающего контроля. Изгибы штоков и шатунов круглого сечения определяют в центрах токарного станка, а штоков и шатунов некруглого сечения - на призмах с помощью индикаторов часового типа и специальных оправок. Скручивание шатунов определяется на контрольной плите с использованием вспомогательных измерительных баз в виде контрольных валиков и призм.
2.6 Разрушения, трещины, сквозные раковины или выкрашивания в деталях остова (рамах, картерах, блоках, цилиндровых втулках, станинах и параллелях) обнаруживают при осмотре с помощью лупы с 5-кратным увеличением или капиллярными и токовихревыми методами. В последнем случае используют специальные приборы.
Для выявления сквозных повреждений блоков, цилиндровых втулок проводятся гидравлические испытания в соответствии с 2.3 ч.II ПСВП.
2.7 Для выполнения измерений, предусмотренных в 2.1.-2.3., можно использовать методы и приборы безразборной диагностики, если они позволяют осуществлять измерение размеров деталей с заданной точностью и признаны Речным Регистром.
2.8 При обнаружении дефектов подвижных деталей или деталей остова двигателя, перечисленных в 2.5 и 2.6, в таблице (см. табл.2.2) указывается вид дефекта и поврежденная деталь, а также метод (визуальный, токовихревой и т.д.), с помощью которого обнаружен дефект. Если дефекты не обнаружены, то следует записать "повреждений нет" и указать метод, с помощью которого проводился контроль.