5.1.1 В настоящем разделе содержатся указания по освидетельствованию и испытаниям паровых котлов (в том числе утилизационных) с рабочим давлением пара в котле и главном паропроводе 0,07 МПа и выше, водогрейных котлов с температурой воды выше 115 °С и теплообменных аппаратов, которые в рабочем состоянии полностью или частично заполнены газом или паром с рабочим давлением 0,07 МПа и выше, вместимостью 0,025 м и более и с произведением рабочего давления, МПа, на вместимость, м, составляющим 0,03 МПа·м и более (испарители котлов, конденсаторы, подогреватели питательной воды и т.п.).
5.1.2 Паровые и водогрейные котлы подвергаются:
.1 наружному освидетельствованию - каждый год;
.2 внутреннему освидетельствованию - через 2 3 года;
.3 гидравлическому испытанию - через 10 лет.
5.1.3 При первоначальном освидетельствовании котлов на судне должно проводиться внутреннее освидетельствование, гидравлическое испытание и наружное освидетельствование.
При наличии сертификата признанной классификационной организации может быть зачтено внутреннее освидетельствование и гидравлическое испытание, проведенное ранее в пределах сроков установленной периодичности согласно 5.1.2. Срок следующего внутреннего освидетельствования и гидравлического испытания в этом случае отсчитывается от даты, указанной в сертификате, с учетом последующего совмещения с периодическим освидетельствованием судна.
5.1.4 Перед каждым освидетельствованием и испытанием эксперт должен ознакомиться с результатами предыдущих освидетельствований и сведениями о дефектах, выявленных после предыдущего освидетельствования (испытания) котла.
Результаты освидетельствований и испытаний, а также требования об устранении дефектов котлов должны быть записаны в акт формы РР-3.11 или РР-3.3.
5.1.5 Если при любом из осмотров выявлены дефекты металла (плены, расслоения, трещины, выпучины, надрывы, межкристаллитная коррозия и т.п.) или возникают сомнения в остаточной толщине листов котла, в том числе обусловленные длительным сроком его службы, эксперт должен потребовать исследования металла или определения остаточных толщин листов силами признанной Речным Регистром специализированной организации.
5.1.6 Количество и места вырезки образцов для исследования металла назначает эксперт, о чем делает запись в акте с указанием причин, по которым потребовалось исследование металла.
5.1.7 Без согласования с филиалом могут проводиться следующие работы по ремонту котлов и паропроводов:
.1 наваривание концов или замена простых дымогарных труб (частично или полностью) и не более 10% связных труб;
замена водогрейных труб (экранных рядов полностью и не более 5% в остальных рядах) с представлением в филиал сертификата на вновь поставленные трубы, результатов испытания образцов и акта гидравлического испытания труб на пробное давление по нормам, предусмотренным стандартом;
.2 переклепывание не более 10 заклепок, стоящих рядом, или 20% общего числа заклепок в шве;
.3 чеканка отдельных заклепок и связей в случае их пропаривания, а также кромок листов с подрубкой их при условии сохранения расстояния от верхней грани кромки листа до центра заклепки ближайшего крайнего ряда не менее 1,25 диаметра заклепки;
.4 замена не более 10% общего числа коротких (анкерных) связей с представлением филиалу сертификатов на новые связи;
.5 замена и приваривание фланцев главного паропровода и заваривание свищей паропроводных труб;
.6 заваривание единичных, не рядом расположенных трещин (от кромки листа до заклепки) - не более пяти в одном шве;
.7 рассверливание трубных отверстий в трубных решетках.
После выполнения этих работ должно быть проведено гидравлическое испытание котла (паропровода) на рабочее давление. По результатам испытания должен быть составлен акт, который прилагается к судовым документам Речного Регистра. Копия акта направляется в филиал.
5.1.8 После существенных ремонтов и замен по согласованной с экспертом технологии котлы подвергаются досрочному внутреннему освидетельствованию и гидравлическому испытанию.
5.1.9 Котел предъявляется к досрочному внутреннему освидетельствованию, а по требованию эксперта - и к гидравлическому испытанию в случаях, если:
.1 при ремонте была вынута жаровая труба или другая прочная часть котла, сменено более 10% связей или более 10% связных труб, заменена часть листа, переклепано более 10% общего числа заклепок в каком-либо шве, проведена наплавка разъемных мест или заварка трещин;
.2 поверхность котла подвергалась перегреву;
.3 на судне произошла авария (пожар в машинно-котельном отделении, затопление или сдвиг котла);
.4 обнаружены расслоения, трещины или выпучины, вызывающие опасения относительно безопасной работы котла и судна в целом;
.5 обнаружено значительное разъедание металла;