В системе тарифного регулирования за последние годы удалось успешно реализовать внедрение новых методов регулирования, прежде всего регулирование методом доходности инвестированного капитала. На фоне недоинвестирования отрасли в предыдущие годы потребность в значительных вложениях в инфраструктуру привела в 2010 году к скачкообразному росту тарифов. Если сегодня все запланированные инвестиции в электрические сети отразить в методе доходности инвестированного капитала, не сдерживая при этом рост тарифов на государственном уровне, то уже в 2015 году цена электроэнергии для промышленности в Российской Федерации превысит европейский уровень. Стоимость электроэнергии для конечных потребителей приближается к стоимости перехода на собственную генерацию, что создает угрозу ухода потребителей от единой сети и в перспективе - угрозу распада Единой энергетической системы России. В этих условиях дальнейшее повышение тарифа ограничено необходимостью сохранения социальной стабильности и приемлемости тарифа для потребителя. Для достижения указанных целей система регулирования цен в электросетевом комплексе будет переориентирована на приоритеты снижения операционных издержек и потерь, а также на повышение эффективности всех этапов инвестиционного процесса.
В целях установления долгосрочных и стабильных параметров регулирования отрасли приняты меры по введению системы регулирования на основе метода доходности инвестированного капитала, что способствует привлечению заемных средств в отрасль, а также приняты нормативные документы о долгосрочности тарифов. Дополнительно предполагается реализовать меры по обеспечению гарантированности возврата займов в будущем, то есть по обеспечению стабильного и прозрачного регулирования тарифов, направленного на прибыльность отрасли в долгосрочной перспективе. Кроме того, в целях снижения тарифной нагрузки на потребителя предусматривается принятие решения о возможности финансирования отдельных важнейших инвестиционных проектов с использованием бюджетных средств.
Для реализации отдельных крупных инвестиционных проектов и в целях обеспечения гарантий организаций электросетевого комплекса планируется принятие решения о возможности применения метода заключения соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности (регуляторных договоров). С этой целью будут внесены необходимые изменения в законодательство.
В систему тарифного регулирования также будет заложен механизм стимулирования повышения эффективности. С 2014 года планируется разработать и внедрить методику сравнительного анализа деятельности сетевых организаций, в том числе с использованием международных показателей. Регуляторный сравнительный анализ определит эталонный уровень эффективности операционной и инвестиционной деятельности по показателям надежности, затрат и потерь, а также создаст условия квазиконкуренции в монопольной отрасли. Сравнительный анализ также позволит выявить и снизить неоправданную внешними факторами вариативность тарифов по регионам. В долгосрочной перспективе, до 2030 года, будут реализованы меры по выравниванию сетевой составляющей тарифов в части операционных расходов и потерь в пределах федеральных округов и (или) зон обслуживания каждой из межрегиональных сетевых организаций.
Для организаций, уже перешедших на метод доходности инвестированного капитала, эталонные затраты на основании сравнительного анализа могут применяться в следующем долгосрочном периоде регулирования, для остальных организаций - с 2014 года. В части расходов на реализацию инвестиционных проектов сравнительный анализ будет проводиться уже в текущем периоде регулирования при утверждении инвестиционных программ субъектов электроэнергетики.
Для сравнительного анализа показателей открытого акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" будут использоваться показатели независимых операторов единой национальной (общероссийской) электрической сети в России, а также сопоставимых международных организаций.
Также планируется внедрить процедуру публичного рассмотрения тарифных заявок сетевых организаций.