Действующий

Об утверждении Стратегии развития электросетевого комплекса Российской Федерации и плана-графика издания нормативных правовых актов для ее реализации (с изменениями на 29 ноября 2017 года)

Перекрестное субсидирование

Объем перекрестного субсидирования в сетевом комплексе в 2012 году составил более 220 млрд. рублей. Перекрестное субсидирование населения негативно влияет на конкурентоспособность целого ряда отраслей российской промышленности, создает стимулы для крупных потребителей строить собственную генерацию, инвестировать в присоединение к электрическим сетям открытого акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы", приводит к убыткам распределительных сетевых организаций, а также к росту тарифов для малого и среднего бизнеса, что существенно замедляет его развитие.

Перекрестное субсидирование не обеспечивает социальной справедливости, поскольку фактически размер субсидии прямо пропорционален потреблению электроэнергии. То есть наиболее обеспеченное домохозяйство получает значительно больший объем социальной помощи, чем домохозяйство с меньшим уровнем дохода.

Также существенной проблемой является непрозрачность распределения нагрузки по перекрестному субсидированию между группами потребителей.

Выпадающие доходы сетевых организаций из-за поддержания низких тарифов для населения в объеме порядка 60 млрд. рублей компенсируются за счет субсидирования крупными промышленными потребителями, присоединенными к единой национальной (общероссийской) электрической сети, "последняя миля" которой сдается в аренду межрегиональным распределительным сетевым компаниям. С 1 января 2014 г. законодательством Российской Федерации предусматривается прекращение механизма "последней мили", что обеспечит полное освобождение потребителей, присоединенных к единой национальной (общероссийской) электрической сети, от перекрестного субсидирования, но приведет к выпадающим доходам сетевых организаций, а включение их в тариф оставшимся промышленным потребителям приведет к существенному росту регионального тарифа (до 50-100 процентов в некоторых субъектах Российской Федерации).

В связи с этим в части регулирования электросетевого комплекса стоят следующие задачи:

обеспечение прозрачности и справедливости распределения нагрузки по перекрестному субсидированию между категориями бизнеса, включая потребителей, присоединенных к единой национальной (общероссийской) электрической сети;

постепенное снижение объема перекрестного субсидирования;

изменение его структуры с целью обеспечения более эффективной адресной поддержки малоимущих и социально защищаемых категорий потребителей.

Для выполнения данных задач будут реализованы следующие меры.

На уровне федерального законодательства в 2013-2014 годах будут определены понятие перекрестного субсидирования, порядок распределения и учета объемов перекрестного субсидирования между потребителями при тарифном регулировании. При этом будет предусмотрено поэтапное снижение к 2022 году объемов перекрестного субсидирования до оптимального уровня, равного величине субсидирования наименее обеспеченных домохозяйств (в текущих ценах составляет около 45-50 млрд. рублей для порядка 30 процентов домохозяйств).

В среднесрочной перспективе, начиная с 2014 года, с целью недопущения резкого роста тарифов для малого и среднего бизнеса и выпадающих доходов сетевых организаций будет введена дифференциация тарифа открытому акционерному обществу "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" со снижением тарифа для распределительных сетей и повышением тарифа для конечных потребителей (от текущего уровня). Средства от снижения платы распределительных сетевых организаций открытому акционерному обществу "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" будут направляться на компенсацию выпадающих доходов от прекращения "последней мили" и снижение тарифов для бизнеса с целью снижения перекрестного субсидирования. Это обеспечит справедливость распределения бремени по перекрестному субсидированию между группами потребителей.

Также с 2014 года будет введена социальная норма потребления коммунальной услуги электроснабжения, при этом потребление сверх такой нормы будет оплачиваться по повышенному тарифу. При определении методики расчета социальной нормы будет сохранено 100-процентное субсидирование малоимущих и социально незащищенных категорий потребителей, в то время как для высокообеспеченных домохозяйств с высоким уровнем потребления электроэнергии ее стоимость постепенно будет доведена до экономически обоснованного уровня.

Ресурсы, получаемые отраслью в результате внедрения сравнительного анализа, исключения затрат "моносетей" из "котлового" тарифа, будут использоваться максимально эффективно. В регионах, где уровень тарифа достаточно высок, указанные ресурсы будут направляться на ликвидацию перекрестного субсидирования (снижение тарифов для бизнеса).

Таким образом, будет обеспечена поэтапность снижения перекрестного субсидирования до 2022 года за счет постепенного повышения тарифа для наиболее обеспеченных домохозяйств до экономически обоснованного уровня и повышения эффективности электросетевого комплекса.

Данные меры будут реализованы одновременно с сохранением действующей системы адресного субсидирования отдельных категорий населения и ее совершенствованием.