(Наименование в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2017 года N 2664-р. - См. предыдущую редакцию)
Значительная доля установленного оборудования в электросетевом комплексе физически и морально устарела. Средний технический уровень установленного подстанционного оборудования в распределительных электрических сетях по многим параметрам соответствует оборудованию, которое эксплуатировалось в технически развитых странах мира 25-30 лет назад.
В большинстве территориальных сетевых организаций 90 процентов потребителей не имеют альтернативной линии среднего напряжения, причем существуют радиальные участки сетей высокого и среднего напряжения, повреждения на которых приводят к массовым отключениям потребителей. Характерной особенностью электрических сетей является большее, чем в зарубежных странах, число линий, отходящих с одной секции шин.
Состояние и надежность основного технологического оборудования и объектов отрасли (далее - производственные активы) определяются объемом и качеством выполняемых работ по техническому обслуживанию и ремонту в период эксплуатации, а также объемом финансирования в текущий период и инвестициями прошлых лет в восстановление, реконструкцию и замену основных производственных фондов. Как отмечалось выше, недостаточность таких инвестиций и отсутствие механизмов рационального использования операционных финансовых ресурсов в России в течение последних 20 лет привели к значительному увеличению доли электросетевого оборудования, выработавшего свой нормативный срок службы. Однако при условии эксплуатации оборудования без отклонения от номинальных параметров и соблюдения процедур по продлению срока эксплуатации ограничения дальнейшей эксплуатации оборудования могут быть сняты.
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2017 года N 2664-р. - См. предыдущую редакцию)
Одной из основных задач Стратегии является постепенный переход от системы управления производственными активами только по планово-предупредительному виду организации ремонта к организации ремонта по фактическому техническому состоянию с учетом последствий отказа основного технологического оборудования (рисков). Отраслевые принципы технического воздействия на оборудование по планово-предупредительному виду организации ремонта устанавливают необходимость его ремонта или обслуживания независимо от технического состояния, что в условиях общего ограничения ресурсов приводит к недостаточному выполнению работ на оборудовании, имеющем наибольшие риски возникновения отказа. Указанный переход требует синхронизации принципов организации управления производственными активами всех субъектов электроэнергетики на территории Российской Федерации в зависимости от вида осуществляемой ими деятельности (передача, распределение, генерация) и будет обеспечен посредством принятия нормативных правовых актов в области электроэнергетики, устанавливающих требования к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок. В частности, указанные нормативные правовые акты должны быть направлены на совершенствование регулирования вопросов организации (включая планирование, подготовку, производство работ, приемку и внутренний контроль за организацией работ) технического обслуживания и ремонта оборудования (включая подсистемы автоматизированных систем управления технологическими процессами (средства тепловой автоматики и измерений), устройства релейной защиты и автоматики, средства технологического и диспетчерского управления, устройства сигнализации, средства измерений), зданий и сооружений электрических станций (включая гидротехнические сооружения тепловых и гидравлических электростанций), а также сетей.
(Абзац дополнительно включен распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2017 года N 2664-р)
Для проведения оценок технического состояния должна использоваться количественная интегральная величина, характеризующая техническое состояние оборудования и соответствующий уровень технического риска, - индекс технического состояния. Так, эксплуатация оборудования недопустима при достижении значения индекса технического состояния, соответствующего очень высокому уровню технического риска (критическому состоянию). Одной из задач Стратегии является недопущение наличия на объектах электросетевого хозяйства оборудования в критическом состоянии, а также снижение доли оборудования, имеющего высокие и средние уровни технического риска (находящегося в неудовлетворительном и удовлетворительном состоянии), с учетом оценки последствий его отказа.
(Абзац дополнительно включен распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2017 года N 2664-р)
Снижение доли электросетевого оборудования, техническое состояние которого находится в опасной близости от предельно допустимых значений, требует привлечения значительного объема инвестиций, повышения эффективности операционной и инвестиционной деятельности сетевых организаций, совершенствования процесса перспективного планирования, а также создания условий для обеспечения окупаемости инвестиций в электросетевой комплекс.
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2017 года N 2664-р. - См. предыдущую редакцию)
Абзац исключен - распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2017 года N 2664-р. - См. предыдущую редакцию.
При этом существующие ограничения темпов роста цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) для потребителей накладывают существенные ограничения на увеличение затрат на эксплуатацию и допустимый объем инвестиций в модернизацию и реновацию электрических сетей.
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2017 года N 2664-р. - См. предыдущую редакцию)
В целях оценки эффективности использования операционных и инвестиционных затрат и обеспечения необходимого уровня надежности электроснабжения потребителей во всех сетевых организациях должны быть использованы единые методические указания (подходы) к расчету индексов технического состояния, определены группы оборудования, на которые распространяется действие соответствующих методических указаний, и внедрены принципы управления производственными активами с учетом технического состояния и последствий отказа электросетевых объектов (оборудования).
(Абзац дополнительно включен распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2017 года N 2664-р)
К 2018 году предполагается постепенный переход от системы планово-предупредительного вида организации ремонта на объектах электросетевого хозяйства и отказа от процедуры технического освидетельствования оборудования к управлению производственными активами за счет внедрения единых процессов планирования, контроля и оценки эффективности выполнения работ по операционной и инвестиционной деятельности в зависимости от риска отключения потребителей.
(Абзац дополнительно включен распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2017 года N 2664-р)
Система принятия решений о приоритетности воздействия на оборудование, основанная на данных о техническом состоянии и рисках (с учетом вероятности отказа функционального узла и единицы основного технологического оборудования и последствий такого отказа), позволит сконцентрировать ограниченные операционные и инвестиционные ресурсы в точке максимальной отдачи исходя из требований надежности. В средне- и долгосрочной перспективе эффективное распределение финансовых средств на эксплуатацию, а также на модернизацию основных фондов, находящихся в критическом и неудовлетворительном состоянии, в целях повышения надежности станет центральной задачей технической политики электросетевого комплекса.
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2017 года N 2664-р. - См. предыдущую редакцию)