ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

ПИСЬМО

от 9 ноября 2012 года N 01/12662-12-23


О совершенствовании федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора за пребыванием детей в образовательных учреждениях  



Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в рамках осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, а также реализации мер, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения отмечает, что в процессе дошкольного и школьного образования, наряду с материально-техническим состоянием образовательных учреждений и организацией питания одежда детей играет существенную роль в сохранении и укреплении здоровья детей и подростков.

Правовой основой требований, предъявляемых к условиям содержания детей и подростков в образовательных учреждениях, а также к детской одежде являются: Закон Российской Федерации от 07.02.92 N 2300-1 "О защите прав потребителей", Федеральный закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", СанПиН 2.4.7/1.1.1286-03 "Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых, товарам детского ассортимента и материалам для изделий (изделиям), контактирующим с кожей человека" и технический регламент Таможенного союза "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков" (ТР ТС 007/2011) (далее - технический регламент).

В частности, правовую основу содержания детей в дошкольных образовательных учреждениях определяют гражданско-правовые отношения, основанные на договоре возмездного оказания услуг, регулируемые пунктом 1 статьи 4 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", в соответствии с которым исполнитель, оказывающий услуги по возмездному договору, обязан оказать услугу, качество которой соответствует договору.

Из пункта 1 статьи 7 Закона РФ "О защите прав потребителей" следует, что право потребителя на безопасное использование услуги подразумевает, что безопасным для жизни, здоровья, имущества потребителя, окружающей среды соответствующая услуга должна быть при обычных условиях ее использования. Соответственно требования, которые должны обеспечивать безопасность услуги для жизни и здоровья потребителя, а также предотвращать причинение вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.

Исходя из позиции п.п.1.3, 1.5, 2.4 СанПиН 2.4.7/1.1.1286-03 и статьи 5 технического регламента следует, что показатели безопасности предметов одежды и принадлежностей к одежде, прочих готовых текстильных изделий для детей и подростков регламентируются с учетом возраста, функционального назначения, площади контакта с кожей, состава используемых материалов.

Соблюдение гигиенических требований к одежде и обуви формирует микроклимат пододежного пространства (температура, влажность, паро-, воздухопроницаемость), позволяет одежде обеспечивать субъективные комфортные условия при оптимальных микроклиматических параметрах в помещении образовательного учреждения.

Результаты корреляционного анализа заболеваемости свидетельствуют о наличии прямых, статистически значимых причинно-следственных связей между функциональным назначением предметов одежды и ее качественными показателями, с одной стороны, и заболеваниями кожи (контактный и атопический дерматиты) и простудными заболеваниями (грипп, острые респираторные заболевания, заболевания органов дыхания) с другой стороны.

Указанные заболевания в структуре общей заболеваемости детей и подростков занимают ведущее ранговое место.

Так, на долю болезней кожи и подкожной клетчатки среди детей приходится около 7,0% от всех заболеваний, а в ряде регионов доля кожных заболеваний превышает среднероссийский показатель на 8-12%, в том числе:

в Центральном федеральном округе (г.Москва, Московская область, Тульская область);

в Приволжском федеральном округе (Республика Башкортостан, Республика Татарстан, Пермский край);

в Сибирском федеральном округе (Красноярский край, Кемеровская область, Алтайский край).

При этом, особое место среди заболеваний кожи занимают контактные дерматиты, на долю которых приходится более 20%, и которые обусловлены снижением функционального назначения одежды 1-го и 2-го слоев.

Несоответствие, используемой детской одежды и обуви ее функциональному назначению, снижение функционального назначения одежды 3-го слоя и одежды 1-го и 2-го слоев, предназначенной для занятий физической культурой, на фоне несовершенных в детском возрасте механизмов теплорегуляции и с учетом природно-климатических условий приводят к простудным заболеваниям. При этом в эпидемический процесс гриппа и ОРВИ в одинаковой степени вовлекаются дети всех возрастных групп и преимущественно регионов Дальневосточного, Северо-Западного Сибирского и Уральского федеральных округов.

Санитарными правилами СанПиН 2.4.7/1.1.1286-03 и техническим регламентом сформирована достаточная нормативная правовая база по организации федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора за одеждой для детей и подростков, которая позволяет осуществлять надзор за соблюдением гигиенических требований к ее функциональному назначению, качеством и безопасностью.

Кроме этого, п.п.4.16, 4.5, 6.2 санитарных правил СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" предусмотрено размещение в зданиях общеобразовательных учреждений гардеробов с обязательным оборудованием мест для каждого класса с вешалками для одежды и ячейками для обуви. В спортивных залах и бассейнах раздевалки тоже оснащаются вешалками для одежды и ячейками для обуви. Наличие, оборудованных в соответствии с требованиями санитарных правил гардеробов и раздевалок, определяется сезонным их функциональным назначением для хранения верхней одежды в холодное время года и необходимостью переодевания в одежду для занятий физической культурой.

Следует отметить, современные тенденции в развитии ассортимента детской и подростковой одежды, удовлетворение гигиенических и антропометрических требований к ней, комплексные потребительские требования (соотношение "цена-качество") определяют целесообразность повышения требований, как к функциональному назначению, так и к качеству одежды для детей и подростков.

Особое место в одежде детей отводится головным уборам, влияние которых на функции школьника характеризуется массой, гигиеническими свойствами материалов, используемых для их изготовления, способностью поддерживать температурно-влажностные параметры в пространстве под ними.

Ношение детьми и подростками головного убора в помещении во время учебных занятий и занятий физической культурой, а также несопряженного по своему функциональному предназначению с оптимальными параметрами окружающей среды и микроклимата является причиной различных заболеваний, а также может снижать зрительную способность ребенка и приводить к негативному изменению угла периферического зрения.

Совокупность требований к материально-техническому оборудованию образовательных учреждений (учебные помещения, гардеробы, раздевалки, мебель) и нормативных требований к функциональному назначению одежды детского ассортимента, качеству и безопасности материалов формирует необходимость введения специализированной одежды для школы (школьной формы).

Использование школьной формы определяет не только необходимость надзора за одеждой и обувью в организованных детских коллективах, но и позволяет реализовывать полномочия по осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.

При этом, существующая нормативная правовая база позволяет регулировать показатели гигиенических требований к функциональному назначению одежды, а также качество и эстетические показатели используемых для пошива одежды материалов.

Актуальность школьной формы обусловлена и особенностями роста и развития детского организма в этот период. Дети различного возраста имеют особенности организации движения (степень развития мышц, амплитуда движений и др.), которые оказывают влияние на величины изменения размеров тела детей в динамике. Эргономически совершенная (удобная ребенку в статике и динамике) школьная форма позволяет формировать осанку детской фигуры и призвана обеспечить динамический комфорт.

В ряде общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации (г.Москва, Волгоградская, Саратовская, Ярославская, Пензенская, Московская, Омская, Ленинградская области и других) имеется опыт введения школьной формы принятием решения органами управления школы. Комфортная и удобная школьная форма, сшитая из натуральных и безопасных материалов, является залогом, прежде всего, сохранения здоровья учащихся, а также решения социальных проблем, формирует позитивный настрой, психологически спокойное состояние и активизирует желание учиться.

Исходя из ст.13, 16 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" следует, что продукция по своим свойствам и показателям должна соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям и не должна оказывать вредное воздействие на человека и среду обитания.

Ситуация осложняется тем, что удельный вес детских товаров российского производства занимает пятую часть (18,4%) в общем объеме. Около 80% всей детской одежды поставляется из стран Юго-Восточной Азии, Китая и Турции.

В 2011 году общероссийский удельный вес проб (образцов) детской одежды, не отвечающих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям составил 5,0% (в 2010 - 4,9%); общероссийский удельный вес проб (образцов) детской одежды, не соответствующих гигиеническим нормативам в результате токсиколого-гигиенической оценки - 1,5% (в 2010 - 0,63%).

Удельный вес образцов импортируемой детской одежды, не отвечающих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, превышает общероссийский показатель в 1,4 раза и составляет 7,1% (в 2010 - 6,7%).

Удельный вес образцов отечественной детской одежды, не отвечающих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, ниже общероссийского показателя в 2,5 раза и составляет 2,0% (в 2010 - 1,0%).

В 2011 году общероссийский удельный вес проб (образцов) детской одежды (в том числе импортной), не отвечающих гигиеническим нормативам был превышен:

по санитарно-химическим показателям: в Центральном федеральном округе (Брянская область - 30%, г.Москва - 20%), Северо-Западном федеральном округе (Новгородская область - 75%, г.Санкт-Петербург - 13,8%) и Сибирском федеральном округе (Забайкальский край - 15%, Алтайский край - 8,0%);

по токсиколого-гигиеническим показателям: в Центральном федеральном округе (Брянская область - около 50%) и в Сибирском федеральном округе (Алтайский край - около 5%).

В 2011 году общероссийский удельный вес проб (образцов) детской обуви (в том числе импортной), не отвечающих гигиеническим нормативам был превышен:

по санитарно-химическим показателям, в Центральном федеральном округе -35,17% (г.Москва, Брянская область).

В целях совершенствования федерального санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей в отношении детской одежды, направленного на сохранение здоровья детей и выполнение требований санитарных правил СанПиН 2.4.7/1.1.1286-03 "Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых, товарам детского ассортимента и материалам для изделий (изделиям), контактирующим с кожей человека" и технического регламента Таможенного союза "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков" (ТР ТС 007/2011) и с учетом важности функционального назначения одежды в учебном процессе необходимо:

1. Руководителям Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, по железнодорожному транспорту:

1.1. Проанализировать показатели заболеваемости детей и подростков простудными заболеваниями и болезнями кожи.

1.2. Провести оценку рынка детской одежды в регионе, проанализировать результаты мониторинга за показателями ее качества и безопасности, определить приоритетные задачи, направленные на выполнение санитарно-эпидемиологических требований.

1.3. Обеспечить контроль качества и безопасности детской одежды.

1.4. Рекомендовать руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации совместно с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, производящими и реализующими детскую одежду рассмотреть вопросы по формированию доступности рынка качественной и безопасной детской одеждой, в том числе отечественного производства.

1.5. Направить руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, рекомендации по форме одежды обучающихся в части гигиены и безопасности здоровья.

1.6. Регулярно информировать потребителей о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, производящих и реализующих некачественные детские товары.

1.7. Организовать разъяснительную работу среди родительских комитетов, попечительских и иных советов образовательных учреждений и общественности:

по основным вопросам в области защиты прав потребителей при оказании услуг на приобретение детских товаров надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья их детей, получение информации о детских товарах, их изготовителях и продавцах, государственную и общественную защиту их интересов;

о функциональном назначении школьной формы, гигиенических показателях качества и безопасности, используемых материалов.

2. Главным врачам ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в субъектах Российской Федерации, по железнодорожному транспорту:

2.1. Принять меры по формированию материальной и технической базы лабораторных подразделений, обеспечивающих реализацию надзорных мероприятий в полном объеме.

2.2. Провести анализ уровня профессиональной подготовки специалистов, при необходимости организовать их обучение.

3. О выполненных мероприятиях доложить в срок до 10 декабря 2012 года.

Руководитель
Г.Г.Онищенко




Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»