BC199. Требования к раскрытию информации выполнены в виде двух принципов высокого уровня, дополненных некоторыми указаниями относительно раскрытия информации, необходимой для достижения этих целей.
BC200. По общему мнению, страховщики должны использовать гибкий подход при определении уровня агрегирования информации и количества раскрываемой информации.
BC201. Совет сохранил подход, изложенный в ED 5. Советом рассмотрены различные требования и подходы к раскрытию информации. Основными признаны следующие принципы:
(a) простота обеспечивает понимание страховщиками обоснований требований, что способствует их соблюдению;
(b) отказ от жесткой регламентации раскрытия информации: однозначные правила могут стать устаревшими, а возможные эксперименты могут привести к выработке более эффективной практики;
(с) разрешение избежать требуемого раскрытия конкретной информации, которая не является необходимой для удовлетворения основных целей применительно к отдельному страховщику и может привести к информационной перегрузке, когда в массе подробностей скрывается важная информация;
(d) гибкость при принятии решения на соответствующем уровне агрегирования, что позволяет пользователям видеть общую картину, однако не допускается объединять информацию, имеющую различные характеристики.
BC202. Были высказаны следующие общие проблемы по поводу предлагаемых требований о раскрытии информации, содержащихся в ED 5:
(а) предлагаемый объем раскрытия показался чрезмерным, и часть его могла дублировать обширные пояснения, требуемые законодательно в некоторых странах;
(b) некоторые из предлагаемых раскрытий информации сложны и дорогостоящи для подготовки и аудита, что затрудняет своевременную и не слишком затратную подготовку и предоставление пользователям финансовой отчетности;
(с) предложения, содержащиеся в 5 ED, потребуют чрезмерного раскрытия конфиденциальной информации о ценах и другой конфиденциальной служебной информации;
(d) некоторые из раскрытий более объемны, чем те, которые требуются в других отраслях, что несправедливо по отношению к страховщикам. Для небольших страховщиков обременителен особенно уровень раскрытия. Для крупных международных групп затруднительно обобщения информации с заданными параметрами.
BC203. Два принципа и большинство дополнительных требований являются отражением существующих положений других стандартов или относительно прямым аналогом положений МСФО (в частности, МСФО (IFRS) 7 "Финансовые инструменты: раскрытие информации").
BC203A. МСФО (IFRS) 7 "Финансовые инструменты: раскрытие информации" был выпущен в августе 2005 года и заменил требования к раскрытию информации в МСФО (IAS) 32 "Финансовые инструменты: предоставление информации", в том числе те, на которых изначально основаны раскрытия информации в МСФО (IFRS) 4 "Договоры страхования". Соответственно, Совет внес изменения в требования к раскрытию информации в МСФО (IFRS) 4 "Договоры страхования" в соответствие с МСФО (IFRS) 7 "Финансовые инструменты: раскрытие информации", когда это возможно. Совет отметил, что:
(а) страховщики заключают как договоры страхования, так и другие договоры, которые приводят к возникновению финансовых инструментов. В частности, некоторые инвестиционные продукты, выданные страховщиками, являются финансовыми инструментами, а не договорами страхования, как определено в МСФО (IFRS) 4 "Договоры страхования". Полезно для пользователей и проще для составителей, если раскрываемые риски, относящиеся к договорам страхования и финансовым инструментам, будут одинаковыми;
(b) требования к раскрытию информации в МСФО (IFRS) 4 "Договоры страхования" с применением принципов МСФО (IFRS) 7 "Финансовые инструменты: раскрытие информации" приводят к более легкой их подготовке. В частности, МСФО (IFRS) 7 "Финансовые инструменты: раскрытие информации" удаляет "условия" раскрытия, ранее содержавшиеся в пункте 39 (b) МСФО (IFRS) 4 "Договоры страхования". В отношении ED 5 были выдвинуты возражения против применения требования раскрытия, которые были объявлены обременительными и не обеспечивающими отражение наиболее полезной информации;
(с) раскрытия информации по МСФО (IFRS) 7 "Финансовые инструменты: раскрытие информации" должны быть внедрены целиком, если они будут применены по частям, это может привести к тому, что информация будет менее полезной для пользователей. Например, раскрываемые риски заменили "условия" раскрытие, ранее содержавшиеся в пунктах 60 (а) МСФО (IAS) 32 "Финансовые инструменты: предоставление информации" и 39 (б) МСФО (IFRS) 4 "Договоры страхования". Простое обновление ссылки в пункте 39 (d) МСФО (IAS) 32 "Финансовые инструменты: предоставление информации" на МСФО (IFRS) 7 "Финансовые инструменты: раскрытие информации" привело бы тому, что не все раскрываемые риски были бы применены к договорам страхования, а требование отражать "условия" раскрытия было бы сохранено;
(d) Как отражено в пункте BC207, в результате принятия фазы II не ожидаются значительные изменения относительно раскрываемых рисков, установленных в пунктах 38-39А (хотя соответствующие изменения могут быть необходимы для учета связанных операций, требующих раскрытия информации, как предусмотрено в пунктах 36 и 37) МСФО (IFRS) 4 "Договоры страхования".
BC203B. Было выражено мнение, что принятие МСФО (IFRS) 7 "Финансовые инструменты: раскрытие информации" не должно привести к изменению МСФО (IFRS) 4 "Договоры страхования". В частности, утверждается, что анализ чувствительности к рыночному риску сложно применить к договорам страхования, при этом выражено понимание, что такой анализ будет относительно легко понять и рассчитать распределение по времени, касающееся оценки справедливой стоимости по договорам страхования. Было предположено, что требования к раскрытию информации об анализе чувствительности должны быть рассмотрены в рамках фазы II по договорам страхования, а не как результат внедрения МСФО (IFRS) 7 "Финансовые инструменты: раскрытие информации". Совет счел, что это требование не должно быть чрезмерно обременительным для страховщиков и не потребует от них предоставления количественной информации, потому что анализ чувствительности относится только к изменениям в переменных рыночного риска, которые оказывают влияние на прибыль или убыток и капитал в отчетном периоде. Кроме того, Совет отметил, что анализ чувствительности предназначен для замены условий раскрытия информации, которая признана обременительной. Совет не требует от страховщиков соблюдать старые правила и условия раскрытия информации, позволяя другим организациям использовать менее обременительный анализ чувствительности. Тем не менее Совет также отметил, что обеспечение проведения анализа чувствительности будет означать изменение учетной системы для некоторых отчитывающихся субъектов. Поскольку целью МСФО (IFRS) 4 "Договоры страхования" является сведение к минимуму изменений до завершения фазы II, Совет не установил значительных изменений отражения договоров страхования в результате введения МСФО (IFRS) 7 "Финансовые инструменты: раскрытие информации".
BC203C. Для решения проблем, связанных с необходимостью изменения в системах измерения, Совет постановил необходимость раскрытия информации об анализе чувствительности только для страхового риска. Был добавлен пункт 39А МСФО (IFRS) 4 "Договоры страхования", чтобы отчитывающиеся организации могли выбирать между применением:
(a) правил и условий раскрытия информации, а также качественным анализом чувствительности, как в настоящее время разрешено по МСФО (IFRS) 4 "Договоры страхования", или
(b) количественным анализом чувствительности в соответствии с МСФО (IFRS) 7 "Финансовые инструменты: раскрытие информации", что допускается, но не требуется в соответствии с МСФО (IFRS) 4 "Договоры страхования".
Совет директоров организации может выбрать для раскрытия сочетание качественного и количественного анализа чувствительности для страхового риска, поскольку считается, что организация не должна быть ограничена в возможности предоставления более полезной информации для некоторых страховых рисков, даже если оно не имеет возможности предоставлять эту информацию для всех страховых рисков. Совет отметил, что этот вариант является временным решением проблемы, упомянутой в пункте BC203B Основ для выводов, и будет устранен в фазе II.
BC204. Задавались многочисленные вопросы относительно статуса Руководства по применению. В частности, было заявлено, что выпуск Руководства приводит к введению подробных и объемных требований, что противоречит намерениям Совета, как указано в пункте BC201. Советом добавлен пункт IG12, в котором уточнен статус Руководства по применению относительно раскрытия информации.
BC205. Было предположено, чтобы некоторая раскрываемая информация, особенно та, которая имеет качественный, а не количественный характер, или содержит утверждения руководства о возможных будущих событиях, должна быть вынесена за пределы финансовой отчетности и отражена в финансовом обзоре руководства. Однако, по мнению Совета, требования к раскрытию информации являются необходимыми и должны быть частью финансовой отчетности.
Существенность
BC208. Была выражена озабоченность тем, что МСФО (IFRS) 4 "Договоры страхования" (а также Руководство по применению) может потребовать раскрытия чрезмерно подробных сведений, которые не будут полезны для пользователей. В ответ на эти опасения Совет включил в Руководство по применению обсуждение существенности, определенной в МСФО (IAS) 1 "Представление финансовой отчетности".
BC209. Было предположено, что некоторые качественные характеристики информации, требующие раскрытия, не должны быть предметом применения обычного уровня существенности, что может привести к чрезмерному раскрытию информации. Было предложено использовать другую терминологию, такую как "значительность". Совет отметил, что отсутствие требования раскрытия существенной информации было бы несовместимо с определением существенности. Совет пришел к выводу, что раскрытие информации должно в общем полагаться исключительно на обычное определение существенности.