Действующий

О Методических рекомендациях по составлению страховыми организациями консолидированной финансовой отчетности за 2012 год в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности

5. Раскрытие информации о страховании  


IG11. Указания, приведенные в пунктах IG12-IG71, рассматривают возможные способы применения требований к раскрытию информации, содержащиеся в пунктах 36-39А МСФО (IFRS) 4 "Договоры страхования". Как объясняется в пунктах 36 и 38 МСФО (IFRS) 4 "Договоры страхования", целью раскрытия информации является:

(a) определение и объяснение сумм в финансовой отчетности страховщика, возникающих из договоров страхования, а также

(b) предоставление сведений, которые позволят пользователям этой финансовой отчетности оценить характер и степень рисков, связанных с договорами страхования.

IG12. Страховщик принимает самостоятельное решение в свете сложившихся обстоятельств, насколько подробно он раскрывает информацию для удовлетворения этих требований, как много внимания он уделяет различным аспектам требований и как он осуществляет обобщение информации, чтобы представить общую картину, но не допустить объединения информации, которая имеет существенно различные характеристики. Необходимо найти баланс таким образом, чтобы важная информация не терялась, когда отражается большое количество незначительных деталей, либо объединяются элементы, которые имеют существенно различные характеристики.

Например:

(a) крупные международные страховщики, которые осуществляют свою деятельность в странах с разным нормативно-правовым регулированием, раскрывают информацию, отличную по формату и содержанию от той, которую представляют страховщики, осуществляющие деятельность в рамках одной страны;

(b) многие договоры страхования имеют сходные характеристики. Когда не существенно представление информации по отдельным договорам страхования, целесообразно раскрытие информации по классам договоров (видам страхования);

(с) Информация об отдельном договоре может быть значимой, когда он, например, оказывает значительное влияние на страховой риск.

Чтобы удовлетворить требованиям, страховщикам, как правило, не обязательно предоставлять всю информацию, предложенную в Руководстве по применению. Руководство по применению не создает дополнительных требований.

IG13. МСФО (IAS) 1 "Представление финансовой отчетности" предусматривает, что отчитывающееся лицо дополнительно раскрывает информацию в случаях, когда выполнение требований МСФО недостаточно, чтобы позволить пользователям понять влияние конкретных операций, других событий и условий на финансовое положение организации и ее финансовые показатели.

IG14. Для удобства это Руководство по применению рассматривает каждое требование о раскрытии информации в соответствии с МСФО отдельно. На практике раскрытия информации, как правило, представлены комплексно, и отдельное примечание может удовлетворять нескольким требованиям. Например, информация о допущениях, которые оказывают наибольшее влияние на количественные показатели, относящиеся к договорам страхования, может также раскрывать информацию о страховых и рыночных рисках.

Существенность

IG15. В МСФО (IAS) 1 "Представление финансовой отчетности" отмечается, что конкретные требования раскрытия информации в МСФО могут не выполняться, если эта информация не является существенной. МСФО (IAS) 1 "Представление финансовой отчетности" определяет существенность следующим образом:

"Пропуски или искажения статей считаются существенными, если они могут по отдельности или совместно повлиять на экономические решения пользователей, принимаемые на основе финансовой отчетности. Существенность зависит от размера и характера пропущенной информации или искажений, зависящих от внешних обстоятельств".

Определяющим фактором могут быть размер или характер статьи, или совокупность этих обстоятельств.

IG16. МСФО (IAS) 1 "Представление финансовой отчетности" устанавливает следующее:

Оценка того, как непредставление или искажение информации может повлиять на экономические решения пользователей, требует рассмотрения информационных потребностей этих пользователей. В пункте 25 Концепции подготовки и представления финансовой отчетности установлено, что пользователи, как предполагается, имеют достаточные знания в области бизнеса и экономической деятельности, бухгалтерского учета и желание изучать информацию с должным старанием. Таким образом, оценка должна осуществляться исходя из того, как пользователи, обладающие такими качествами, могут обоснованно воспринять информацию, влияющую на принятие экономических решений.

Характер и степень рисков, связанных с договорами страхования

IG41. Раскрытие информации о характере и степени рисков, возникающих по договорам страхования, базируется на двух основах:

(а) должен быть соблюден баланс между количественными и качественными показателями раскрываемой информации, что позволит пользователям понять природу рисков и их потенциальное воздействие;

(b) раскрытие информации должно соответствовать тому, как руководство воспринимает свою деятельность и риски, а также цели, политику и процессы, которые руководство использует для управления этими рисками. Такой подход желателен:

(i) для получения информации, которая имеет большую прогнозную ценность, чем информация, основанная на допущениях и методах, которые в управлении не используются, например рассмотрение возможности страховщика реагировать на неблагоприятные ситуации;

(ii) чтобы быть более эффективной, требуется адаптация к продолжающимся изменениям в оценке рисков, методов управления и изменения во внешней среде в течение долгого времени.

IG42. Для удовлетворения изложенных в пунктах 38-39А МСФО (IFRS) 4 "Договоры страхования" требований к раскрытию, страховщик принимает решение о способах агрегирования информации, чтобы отобразить общую ситуацию, но не допустить объединения информации с различными характеристиками, так чтобы эта информация оставалась полезной. Страховщик может объединить договоры страхования по классам, принимая во внимание такие вопросы, как покрываемые риски, характеристики договоров и применяемые основы измерения. Выбранная классификация договоров может соответствовать юридически или нормативно принятой классификации, но МСФО не требует этого.

IG43. В соответствии с МСФО (IFRS) 8 "Операционные сегменты", идентификация отчетных сегментов отражает то, каким образом руководство распределяет ресурсы и оценивает деятельность. Страховщик может принять аналогичный подход к определению классификации договоров страхования для целей раскрытия информации, хотя было бы целесообразно привести раскрытие информации на более детальном уровне. Например, если страховщик определяет страхование жизни в качестве отчетного сегмента по МСФО (IFRS) 8 "Операционные сегменты", было бы целесообразно представить отдельную информацию о страховании жизни, накопленных и выплачиваемых аннуитетах.

IG45. При определении классификации для отдельного раскрытия информации страховщик может рассмотреть, как лучше указать уровень неопределенности, связанной с рисками, чтобы информировать пользователей относительно того, попадут ли финансовые результаты в более широкий или узкий диапазон. Например, страховщик может раскрыть информацию о ситуациях, когда есть значительное количество произошедших, но не заявленных убытков (РПНУ), когда результаты и риски очень трудно оценить (например, асбест).

IG46. Может быть полезно для раскрытия достаточной информации о классификации таким образом, чтобы она соответствовала определенным позициям в отчете о финансовом положении.

IG47. Информация о характере и степени рисков, возникающих по договорам страхования, является более полезной, если она выделяет любые отношения между классами договоров страхования (а также между договорами страхования и другими объектами, таким как финансовые инструменты), которые могут повлиять на эти риски.