Действующий

О Методических рекомендациях по составлению страховыми организациями консолидированной финансовой отчетности за 2012 год в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности

2. Минимальные обязательные требования  


Резервы катастроф и выравнивания убыточности

BC87. Некоторые договоры страхования содержат риск редких, но тяжелых катастрофических потерь, вызванных событиями, такими как повреждение ядерных установок и спутников или землетрясения. В некоторых странах обязательно или допустимо создание резервов катастроф для таких целей.

Резерв катастроф, как правило, формируется из премий постепенно, в течение ряда лет, до достижения расчетной величины по согласованной формуле. Он предназначен для использования на случай возникновения будущих катастрофических потерь, которые могут возникнуть вследствие заключения в текущем или будущих периодах договоров соответствующего типа. В некоторых странах также обязательно или допустимо создание резерва выравнивания убытков для покрытия случайных колебаний в размерах выплат относительно ожидаемого значения выплат по отдельным видам договоров страхования (например, страхование на случай града, невозврата кредитов, гарантий и на случай нарушения обязательства) с помощью формулы, основанной на статистике, полученной за ряд лет.

BC88. Позиция в защиту признания резервов катастроф или выравнивания убытков как страховых обязательств основана на следующих аргументах:

(а) Данные резервы формируются за счет отсрочки признания незаработанной премии доходом. Они предназначены для обеспечения страховой выплаты в результате неожидаемых среднестатистических событий, возникновение которых не обязательно в течение срока действия одного договора, но которые могут наступить в течение некоего цикла, охватывающего несколько периодов действия договоров. Действительно, в некоторых юрисдикциях страховщик не может отказаться от заключения договоров таких видов страхования, как страхование на случай ураганов.

(b) В некоторых странах страховщик обязан выделить часть премии (премия на покрытие катастрофических рисков). Премия на покрытие катастрофических рисков не доступна для распределения среди акционеров (кроме случаев ликвидации), и, если страховщик передает договоры другому страховщику, он также должен передать эти премии.

(с) В те годы, когда катастрофы не происходят (или когда уровень выплат аномально низкий), создание резервов для выравнивания долгосрочной рентабельности страховщика обоснованно, поскольку их формирование приводит к соответствию доходов и расходов страховщика в долгосрочной перспективе. Кроме того, создание резервов приводит к сходному финансовому результату, как если бы использовалось перестрахование, но административные расходы страховщика оказываются меньше.

(d) Такие резервы увеличивают платежеспособность путем ограничения сумм, подлежащих распределению между акционерами, и ограничивают возможности слабых организаций по расширению или выходу на новые рынки.

(е) Такие резервы поощряют страховщиков принимать риски, от которых в иных случаях они бы отказались. В некоторых странах создание резервов поощряется путем предоставления налоговых вычетов.

BC89. Ниже приведены причины, по которым МСФО запрещает признание в качестве обязательства резервов на возможные будущие требования по договорам, которые не существуют на отчетную дату (такие как резервы катастроф и выравнивания убыточности):

(а) Такие резервы не являются обязательствами, как это определено в Концепции, потому что страховщик не имеет текущих обязательств по убыткам, которые произойдут по истечении срока действия договора. Как установлено в Концепции, в балансе не допускается признания статей, которые не соответствуют определению активов или обязательств. Так, признание отложенных кредитов как обязательств приводит к снижению актуальности и достоверности финансовой отчетности страховщика.

(b) Даже если национальным законодательством о страховании предусмотрено выделение премий на покрытие катастрофических рисков как средств, не доступных для распределения среди акционеров при любых обстоятельствах, доходы, полученные за счет использования средств этого резерва, в конечном счете будут распределены среди акционеров. Поэтому эти выделенные суммы целесообразнее отнести к статьям капитала, а не статьям обязательств.

(с) Признание таких резервов снижает возможности пользователей для изучения последствий прошлых катастроф и не способствует анализу их воздействия на страховщика. При предоставлении надлежащим образом раскрытой информации знающие пользователи понимают, что осуществление некоторых видов страхования, возможно, приведет к возникновению редких, но значительных убытков. Кроме того, аналогия между созданием резервов и заключением договоров перестрахования не уместна, поскольку перестрахование изменяет профиль рисков страховщика.

(d) Целью финансовой отчетности общего назначения является не повышение платежеспособности, а предоставление информации, полезной широкому кругу пользователей для принятия экономических решений. Кроме того, признание резервов само по себе не может повысить платежеспособность. Однако, если бы целью финансовой отчетности было бы повышение платежеспособности и такие резервы приводили бы к повышению платежеспособности, следовало бы установить, чтобы страховщик признавал весь размер резерва единовременно, а не накапливал его на протяжении нескольких лет. Кроме того, если катастрофы (или нехарактерная убыточность) одного периода не связаны с такими же обстоятельствами, относящимися к другим периодам, страховщик не должен уменьшать размер сформированного резерва в том периоде, когда катастрофа (или нехарактерно высокая убыточность) имеет место. Кроме того, если распределение во времени является основой для бухгалтерского учета, потери, убытки, размер которых превышает средний уровень, относящиеся к первым годам, должны быть признаны в качестве активов, что не согласуется с позицией сторонников создания резервов катастроф и колебания убыточности.

(е) Признание резервов катастроф или выравнивания убыточности - не единственный способ ограничить выплаты акционерам. Другие меры, такие как требования установления маржи платежеспособности, ограничения принятия рисков, превышающих допустимую долю капитала, могут оказаться более эффективными. Также возможно создание специального резерва в составе капитала, предназначенного на покрытие потерь, относящихся к будущим событиям.

(f) Целью финансовой отчетности общего назначения является не поощрение или препятствование осуществлению конкретных операций или действий, а представление нейтральной информации о фактических действиях и событиях. Таким образом, учетная практика формирования страховых обязательств не должна приводить к поощрению страховщиков в принятии или отказе от конкретных видов страхования.

(g) Если страховщик заключает договоры страхования, по которым возможны выплаты вследствие катастроф, можно полагать, что он считает будущий бизнес прибыльным. Было бы не верно демонстративно признавать обязательство по будущим договорам при том, что ожидаемый бизнес будет прибыльным.

(h) Не существует никаких объективных способов измерения размеров резервов катастроф и выравнивания убыточности, за исключением используемой формулы.

BC90. Предлагалось, что ликвидация резервов катастроф и выравнивания убыточности не соответствует требованиям, предъявляемым к МСФО в фазе I, как серьезное изменение существующих подходов. Тем не менее, Совет пришел к выводу, что он может запретить отражение резервов катастроф и выравнивания убыточности без ущерба для других используемых учетных практик. Нет никаких оснований для утверждения, что резервы катастроф и выравнивания убыточности будут соответствовать определению обязательств, установленному в МСФО, и нет реальной перспективы их признания в фазе II. Действительно, как отмечалось выше, пункты 10-12 МСФО (IAS) 8 "Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки" требуют, чтобы организация рассмотрела различные подходы при разработке учетной политики в отношении какого-либо аспекта, если нет МСФО, который применялся бы конкретно к нему. По мнению Совета, если бы принятый стандарт не приостановил обязательность исполнения этого требования, это привело бы к запрету на признание такой статьи, как страховое обязательство. Соответственно, в принятом стандарте этот запрет сохранен (см. пункт 14(а) МСФО (IFRS) 4 "Договоры страхования").

BC91. Приводятся следующие дополнительные доводы в защиту позиции признания резервов катастроф и выравнивания убыточности:

(а) Некоторые страховщики используют измерение договоров страхования без учета рисковой маржи, но вместо этого создают резервы катастроф и выравнивания убыточности. Если резервы катастроф и выравнивания убыточности исключаются в фазе I, эти изменения могут быть частично отменены в фазе II, если страховщики будут обязаны учитывать рисковую маржу.

(b) Некоторые страховщики считают эти резервы относящимися как к текущим, так и к будущим договорам. Разделение этих составных частей резервов может быть трудоемким и приводить к изменениям учетной системы, которые не потребуются в фазе II.

BC92. По следующим причинам приведенные выше доводы не приняты:

(а) Существующие недостатки в измерении страхового обязательства не оправдывают признание других элементов, которые не подпадают под определение обязательства.

(b) Дополнительные отчисления в эти резервы зачастую определяются как процент от признанной доходом премии. Если период риска уже истек, премии не относятся к существующему договорному обязательству. Если период риска истек не полностью, есть основание считать, что часть относится к существующему договорному обязательству, но большинство существующих учетных моделей предусматривают рассматривать как незаработанную премию все текущие обязательства. Тогда признание дополнительных отчислений от премии в резервы катастроф и выравнивания убыточности приведет к удвоению расходов на страховое обязательство (за исключением тех случаев, когда стоимость договора страхования была занижена).

BC93. Соответственно, Совет сохранил изложенное в ED 5 предложение об устранении этих резервов. Однако, несмотря на то что МСФО запрещает их признание в качестве обязательства, стандарт не запрещает разделение компонента капитала. Изменения в компоненте капитала не признаются в составе прибыли или убытка. МСФО (IAS) 1 "Представление финансовой отчетности" предусматривает обязательное составление Отчета об изменениях в капитале.

Прекращение признания

BC105. Совет не выявил никаких причин, по которым прекращение требований к признанию страховых обязательств и страховых активов должно отличаться от финансовых обязательств и финансовых активов. Таким образом, прекращение требований к страховым обязательствам такое же, как для финансовых обязательств (см. пункт 14(с) МСФО (IFRS) 4 "Договоры страхования"). Однако, поскольку прекращение признания финансовых активов является спорной темой, в МСФО не рассматривается прекращение признания страховых активов.