Действующий

О Методических рекомендациях по составлению страховыми организациями консолидированной финансовой отчетности за 2012 год в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности

1. Учетная политика  


BC77. Пунктами 10-12 МСФО (IAS) 8 "Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки" установлена иерархия критериев, которые организация должна использовать при разработке учетной политики по МСФО, если нет конкретных указаний по данному вопросу. Страховщик, начинающий применять МСФО, должен оценить, является ли его учетная политика в отношении договоров страхования соответствующей установленным МСФО (IFRS) 4 "Договоры страхования" требованиям. В отсутствие руководства может возникнуть неопределенность по вопросу, что является приемлемым. Установление всего, что было бы приемлемо, могло бы привести к дорогостоящим изменениям учетной системы и, возможно, привело бы к тому, что некоторым страховщикам потребовались бы серьезные изменения в 2005 году (на дату введения стандарта) и последующие значительные изменения, связанные с введением фазы II.

BC78. Чтобы избежать излишних неудобств как для пользователей, так и для составителей отчетности в фазе I, которые бы привели к затруднению перехода к фазе II, Совет решил ограничить для страховщиков необходимость изменений существующей учетной политики в отношении договоров страхования.

Совет сделал это с помощью следующих мер:

(а) временного освобождения от применения отдельных положений МСФО (IAS) 8 "Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки", который определяет критерии, используемые организацией в разработке учетной политики по МСФО;

(b) ограниченного введения пяти обязательных конкретных требований (связанных с резервами катастроф, тестом адекватности страховых обязательств, прекращением признания, запретом на осуществление зачета и тестом на обесценение активов перестрахования (см. пункты BC87-BC114 Основ для выводов);

(с) допустимо продолжить использование некоторых существующих походов, но запрещено их внедрение (пункты BC123-BC146 Основ для выводов).

BC79. Выражено мнение, что отказ от применения требований МСФО (IAS) 8 "Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки" не обоснован на том основании, что он приводит к значительному разнообразию учетных практик и позволяет фундаментальные отклонения от Концепции, которые могут превратить финансовую отчетность страховщиков в несоответствующую представлению о понятной, актуальной, надежной и сопоставимой информации. Совет не считает отказ от применения требований МСФО (IAS) 8 "Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки" необоснованным. Данное решение принято с целью свести к минимуму нарушения, имевшие место в 2005 году, как для пользователей (отсутствие сопоставимости информации), так и для составителей отчетности (необходимость осуществления системных изменений).

BC80. Приводится сравнение с ED 6 "Разведка и оценка минеральных ресурсов", в котором предлагается временное освобождение от применения пунктов 11 и 12 МСФО (IAS) 8 "Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки" (т.е. источники руководства), но не пункта 10 (актуальность и надежность). Это предлагаемое освобождение является более узким, чем в МСФО (IFRS) 4 "Договоры страхования", так как в ED 6 "Разведка и оценка минеральных ресурсов" остается без ответа сравнительно узкий круг вопросов.

В противоположность этому МСФО (IFRS) 4 "Договоры страхования" оставляет без регламентации многие важные аспекты учета договоров страхования до введения фазы II. Поэтому требование применять пункт 10 МСФО (IAS) 8 "Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки" в отношении договоров страхования имело бы гораздо более значительное влияние и страховщикам было бы необходимо решать такие вопросы, как полнота, приоритет содержания перед формой и нейтральность.

BC81. Было предложено, что Совет должен конкретно установить, что страховщики обязаны следовать их национальным стандартам бухгалтерского учета (национальным ПБУ) для учета договоров страхования во время фазы I. Это бы предотвратило выбор методов учетной политики, которые не дают всеобъемлющей основы бухгалтерского учета и приводят к достижению заданного результата ("снятия сливок"). Вероятно, установление требования применять национальные учетные стандарты в какой-то степени решило бы поставленные задачи. Данное предложение вызвало бы проблемы, поскольку некоторые страховщики не применяют национальные учетные стандарты в их собственной стране. Например, некоторые неамериканские страховщики, имеющие допуск на рынок ценных бумаг США, применяют US GAAP. Кроме того, было бы нестандартным, что Совет предъявил требование о применении учетных правил, установленных другими органами.

BC82. Кроме того, страховщики, возможно, были бы намерены улучшить свою учетную политику, чтобы применять другие стандарты бухгалтерского учета, не имеющие каких-либо аналогов в национальных положениях по бухгалтерскому учету. Например, при переходе на МСФО впервые страховщик, возможно, будет намерен привести свою учетную политику в отношении договоров страхования в большее соответствие с порядком учета, чем он использовал для договоров страхования в рамках МСФО (IAS) 39 "Финансовые инструменты: признание и оценка". Кроме того, страховщик, возможно, будет намерен улучшить порядок учета встроенных опционов и гарантий путем расчета их временной ценности и ценности использования, даже если подобные учетные практики не предусмотрены национальными положениями.

BC83. Таким образом, Совет постановил, что страховщик, впервые применяющий МСФО (IFRS)4 "Договоры страхования" на этом этапе (фаза I), может продолжать следовать учетной политике, которую он использует, с некоторыми исключениями, указанными ниже.

Страховщик также может усовершенствовать свою учетную политику, если она станет более актуальной и надежной (см. пункты 21-30 МСФО (IFRS) 4 "Договоры страхования").

BC84. Освобождение от требований актуальности и надежности, предусмотренных в пунктах 10-12 МСФО (IAS) 8 "Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки", хотя и временное, представляется нестандартной мерой для МСФО. Совет рассчитывал, что допущение этого освобождения возможно только на этапе упорядоченного и относительно быстрого перехода к фазе II. Поскольку освобождение является исключительной мерой, в ED 5 предлагалось, что оно будет применяться только в отношении отчетных периодов, начинающихся до 1 января 2007 года. Этот срок был установлен как "Оговорка".

BC85. Аргументы против данной оговорки основаны на следующем:

(а) Если срок действия освобождения истек в 2007 году, а фаза II не была бы разработана, возникло бы значительное несоответствие в оценках и раскрытиях как для составителей отчетности, так и для пользователей.

(b) Установление этого ограничения можно было бы использовать для оказания давления на Совет с целью вынудить завершение разработки фазы II без надлежащих консультаций, исследований и испытаний.

Совет принял обоснованность этих возражений в отношении оговорки и исключил ее.

BC86. Совет постановил сохранить некоторые требования, которые содержатся в положениях МСФО (IAS) 8 "Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки". Совет признает, что изменения в признании и оценке в учетной практике трудно сделать по частям в фазе I, потому что многие аспекты учета договоров страхования взаимосвязаны с аспектами, рассмотрение которых не будет завершено до фазы II. Однако отказ от этих конкретных требований будет снижать актуальность и достоверность финансовой отчетности страховщика до неприемлемого уровня. Кроме того, эти требования не связаны в значительной степени между собой и с другими аспектами признания и оценки и Совет не ожидает, что в фазе II эти требования будут отменены. Речь идет о следующих пунктах Основ для выводов:

(а) катастрофические и выравнивающие резервы (пункты BC97-BC93);

(b) проверка адекватности (пункты BC94-BC104);

(c) прекращение признания (пункт BC105);

(d) взаимозачет (пункт BC106);

(e) обесценение активов по перестрахованию (пункты BC107-BC114).

BC123. МСФО (IAS) 8 "Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки" запрещает изменение в учетной политике, что не требует МСФО, если только изменение не приведет к предоставлению надежной и более уместной информации. Хотя Совет стремится к тому, чтобы избежать введения ненужных изменений в фазе I, он не видит необходимости освобождения страховщиков от этого требования, чтобы оправдать изменения в учетной политике. Таким образом, пункт 22 МСФО (IFRS) 4 "Договоры страхования" разрешает страховщику изменить свою учетную политику в отношении договоров страхования только в том случае, когда такое изменение делает финансовую отчетность более уместной и не менее надежной или более надежной и не менее актуальной, чем было бы, исходя из критериев, изложенных в МСФО (IAS) 8 "Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки".

Возможны усовершенствования, которые делают финансовую отчетность более надежной, даже если не приводят к достижению полной надежности.

BC125. Было предложено, что в фазе I не следует допускать изменения в учетной политике, чтобы исключить несопоставимость (особенно в пределах страны) и возможность менеджмента принимать решения относительно порядка учета по собственному усмотрению. Тем не менее Совет принял решение разрешить внесение изменений в учетную политику в отношении договоров страхования, если они делают финансовую отчетность более уместной и не менее надежной и более надежной, но не менее актуальной.

BC131. МСФО (IAS) 27 "Консолидированная и отдельная финансовая отчетность" требует, чтобы консолидируемые организации применяли единообразную учетную политику. Тем не менее в соответствии с действующими национальными требованиями некоторые страховщики осуществляют консолидацию дочерних организаций без соответствующих корректировок страховых обязательств с помощью действующих в дочерних национальных правилах учета.