МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 19 марта 2013 года N 15-4/10/2-1838


[О сокращении акушерских коек в муниципальных районах]

Министерство здравоохранения Российской Федерации в связи с обращениями граждан по вопросу сокращения акушерских коек в муниципальных районах сообщает о необходимости неукоснительного соблюдения мер по обеспечению доступной и качественной медицинской помощью женщин во время беременности, родов, в послеродовом периоде и новорожденных.

Совершенствование службы родовспоможения и детства направлено на повышение доступности. и качества медицинской помощи населению городской и сельской местности. Решение этой задачи осуществляется путем развития трехуровневой системы организации медицинской помощи, внедрения современных технологий, повышения квалификации кадров.

Развитие. трехуровневой системы предусматривает четкое и обоснованное деление учреждений родовспоможения и детства на первую, вторую и третью группы, каждая из которых имеет свои функции и, соответственно, структуру.

Учреждения родовспоможения первой группы предназначены для оказания помощи в родах женщинам, имеющим низкий риск развития осложнений у матери, плода и новорожденного, они представлены родильными отделениями центральных районных больниц, при этом, амбулаторную помощь этим женщинам оказывают фельдшерско-акушерские пункты, врачи общей практики и женские консультации при центральных районных больницах. Родильные отделения должны быть, насколько это возможно, приближены к месту жительства обслуживаемого населения, но при этом, соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям и нормам, иметь возможности для качественного оказания помощи при нормальных родах и при возникновении осложнений.

В части муниципальных образований субъектов Российской Федерации родильные отделения не соответствуют указанным требованиям, вследствие чего для обеспечения качества медицинской помощи органами управления здравоохранением субъектов может быть принято решение об изменении схемы маршрутизации беременных женщин и рожениц и направлении их в более крупное и имеющее все возможности для современного уровня родовспоможения медицинское учреждение.

При этом, до изменения маршрутизации должен быть соблюден ряд условий:

- обеспечение достаточного количества коек в тех учреждениях, куда будут направляться женщины;

- обеспечение бесперебойной работы санитарного транспорта и его надлежащего состояния;

- обеспечение мониторинга работы санитарного транспорта (времени доезда по вызову, времени доставки в родовспомогательное учреждение и др.);

- обеспечение мониторинга беременных женщин для своевременного принятия решения о показаниях к дородовой госпитализации и её сроках;

- проведение разъяснительной работы с населением о причинах и пользе проводимой реорганизации (должны быть детально разъяснены новые маршруты, организация работы, куда и как обращаться, какие механизмы задействованы для обеспечения качества помощи);

- по возможности, сокращаемые койки для беременных и рожениц должны быть перепрофилированы в койки патологии беременности, койки сестринского ухода;

- необходимо сохранить ургентный родильный зал для родоразрешения в экстренных случаях, при этом обеспечив возможности дистанционного, предпочтительнее телемедицинского, консультирования;

- с учетом сохранения коек патологии беременности и амбулаторного наблюдения за беременными женщинами, а также кадрового обеспечения работы экстренных родильных залов, медицинские кадры должны быть сохранены и обеспечено регулярное повышение их квалификации.

Только после проведения указанных мероприятий койки в маломощных и не соответствующих современным требованиям учреждениях родовспоможения могут быть сокращены.

С целью проведения разъяснительной работы рекомендуется разработать памятку для населения муниципального района в случае перепрофилирования коек для беременных и рожениц и изменения схемы маршрутизации беременных женщин, рожениц и родильниц.

Схема типовой памятки для населения:

- причина проводимой реорганизации;

- новая схема маршрутизации;

- мероприятия, проведенные с целью обеспечения комфортной доставки беременных женщин и родильниц в новое учреждение;

- мероприятия, проводимые для организации медицинской помощи в случае экстренного приема родов;

- возможности и механизм получения населением дополнительной информации;

- рекомендации о порядке действий в случае начала родовой деятельности.



В.И.Скворцова



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
официальный сайт
Минздрава России
www.rosminzdrav.ru (сканер-копия)
по состоянию на 21.03.2013


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»