Действующий

Об утверждении профессиональных требований на квалификационные категории врачей-специалистов

Высшая квалификационная категория


Врач-терапевт, претендующий на присвоение ему высшей квалификационной категории, должен владеть знаниями и умениями по следующим разделам:

Социальная гигиена и организация здравоохранения:

- законодательство о здравоохранении, директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения; правовые вопросы;

- организация лечебно-профилактической помощи взрослому, детскому населению в стране;

- принципы организации терапевтической помощи населению на районном, областном (краевом) и республиканском уровнях; организация специализированной терапевтической помощи (кардиологической, кардио-ревматологической, пульмонологической, фтизиатрической, гематологической, гастроэнтерологической и диетологической, нефрологической, эндокринологической, аллегологической, медикогенетической и др.); организация работы скорой и неотложной помощи; организация терапевтической помощи в военно-полевых условиях и в условиях массового поражения;

- организация медицинской помощи трудящимся на промышленных предприятиях; населению, проживающему в сельской местности;

- организация работы лечебно-профилактических учреждений в районе (области, городе), взаимодействие в работе поликлинических и стационарных служб, отделений, кабинетов, лабораторий; принципы НОТ в работе; организация ежегодной диспансеризации населения;

- организация взаимодействия - врачебный участок - поликлиника - стационар; отчетно-учетная документация в деятельности лечебно-профилактических учреждений, терапевтических отделений стационара и поликлиники; экономические аспекты деятельности больнично-поликлинических учреждений;

- структура и оснащение терапевтических отделений стационара и поликлиники, их профилирование, планировка и оборудование; оборудование отделений (палат) интенсивной терапии и реанимации, других отделений (кабинетов), обеспечивающих комплексное лечение терапевтических больных;

- права и функциональные обязанности терапевта (зав. терапевтическим отделением) в стационаре, поликлинике и на врачебном участке; организация, формы и методы пропаганды медицинских и гигиенических знаний;

- составление отчета о работе отделения (кабинета) и оценка показателей работы отделения (кабинета) по основным нозологическим формам, анализ осложнений, их причин, статистическая обработка полученных данных, в том числе и с использованием современной вычислительной техники, меры профилактики; составление отчета о работе отделения (кабинета);

- составление текущего и перспективного планов работы отделения (кабинета); структура и график личной работы и подчиненного персонала;

- демографические показатели обслуживаемого населения;

- показатели заболеваемости, смертности, структура инвалидности;

- влияние окружающей среды на здоровье человека.


По специальности:

- этиология, патогенез, клиника, диагностика и лечение терапевтических заболеваний; включая редкие формы и краевую патологию;

- морфологические и функциональные изменения в организме при терапевтической патологии, компенсаторные возможности организма;

- общие и функциональные методы исследования в терапии, инструментальные и специальные методы диагностики, показания и противопоказания к их применению;

- применение фармакотерапии у терапевтических больных, включая трансфузиологию, гемосорбцию; выбор оптимального сочетания лекарственных средств; механизм действия основных групп лекарственных веществ; осложнения, вызванные применением лекарств;

- показания и противопоказания к применению физиотерапии, лечебной физкультуры, диетотерапии, курортных факторов;

- особенности течения терапевтических заболеваний в детском возрасте и у пожилых, особенности лечения в этих возрастных группах;

- оценка прогноза заболевания, определение длительности и характера нетрудоспособности, оформление документов для ВКК и ВТЭК;

- вопросы медицинской и социальной реабилитации;

- участие в диспансеризации населения, декретированных контингентов, диспансеризация терапевтических больных;

- чтение лекций по санитарно-гигиенической тематике.


В смежных областях:

- принципы оказания скорой и неотложной помощи при острых и неотложных состояниях, включая травму;