Действующий

Международный Кодекс безопасности высокоскоростных судов 2000 года (с изменениями на 28 апреля 2022 года)

9.1 Общие положения

9.1.1 Механизмы, связанные с ними системы трубопроводов и арматура, относящаяся к главным механизмам и вспомогательным энергетическим установкам, по своей конструкции и изготовлению должны соответствовать тем эксплуатационным функциям, для которых они предназначены, а их установка и защита должны сводить к минимуму любую опасность для людей, находящихся на судне, должным образом учитывая при этом движущиеся части механизмов, горячие поверхности и другие опасности. При проектировании должны учитываться материалы, используемые для их изготовления, назначение оборудования, условия его эксплуатации и условия окружающей среды на борту судна.

9.1.2 Все поверхности с температурой свыше 220°С, на которые в результате отказа системы могут попадать воспламеняющиеся жидкости, должны иметь изоляцию. Изоляция не должна пропускать легковоспламеняющиеся жидкости и пары.

9.1.3 Особое внимание должно быть уделено надежности сдублированных компонентов, необходимых для обеспечения движения судна, и может потребоваться отдельный источник энергии для привода движителей, способный сообщать судну скорость хода, обеспечивающую его управляемость, особенно в случае нетрадиционного оборудования.

9.1.4 Должны быть предусмотрены средства, обеспечивающие поддержание или возобновление нормальной работы главных механизмов даже в случае выхода из строя одного из вспомогательных механизмов ответственного назначения. Особое внимание должно уделяться неполадкам в работе:

.1 генераторного агрегата, служащего основным источником электроэнергии;

.2 топливных систем двигателей;

.3 устройств для подачи смазочного масла под давлением;

.4 устройств для подачи воды под давлением;

.5 воздушного компрессора и воздушного баллона, предназначенных для пуска или управления; и

.6 гидравлических, пневматических или электрических систем управления главными механизмами, включая гребные винты регулируемого шага.

Однако, принимая во внимание общую безопасность судна, может допускаться частичное уменьшение мощности главного двигателя по сравнению с нормальной эксплуатацией.

9.1.5 Должны быть предусмотрены средства, обеспечивающие ввод в действие механизмов при нерабочем состоянии судна без помощи извне.

9.1.6 Все части механизмов, гидравлические, пневматические и прочие системы и связанная с ними арматура, находящиеся под внутренним давлением, должны перед первоначальным вводом их в эксплуатацию подвергаться соответствующим испытаниям, включая испытания давлением.

9.1.7 Должны быть приняты меры для облегчения проведения чистки, осмотра и технического обслуживания главных и вспомогательных механизмов, включая котлы и сосуды под давлением.

9.1.8 Надежность установленных на судне механизмов должна соответствовать их назначению.

9.1.9 Администрация может допускать применение механизмов, не полностью соответствующих Кодексу, если имеется удовлетворительный опыт их использования для подобных целей, если она убеждена, что:

.1 конструкция, изготовление, испытания, установка на судне и предписанное техническое обслуживание позволяют использовать их в морских условиях; и

.2 обеспечивается эквивалентный уровень безопасности.

9.1.10 Анализ характера и последствий отказов должен включать системы механизмов и связанные с ними органы управления.

9.1.11 Заводы-изготовители должны предоставить информацию, необходимую для правильной установки механизмов, с учетом таких факторов, как условия эксплуатации и эксплуатационные ограничения.

9.1.12 Главные механизмы и все вспомогательные механизмы, необходимые для обеспечения движения и безопасности судна, должны иметь такую конструкцию, чтобы после их установки они работали как при положении судна на ровном киле, так и при крене на любой угол до 15° включительно на тот или иной борт при статических условиях и до 22,5° включительно на тот или иной борт при динамических условиях (бортовая качка) при одновременном динамическом дифференте (килевая качка) 7,5° на нос или на корму. Администрация может допускать отклонения от этих значений, принимая во внимание тип, размеры и условия эксплуатации судна.

9.1.13 Все котлы и сосуды под давлением, а также связанные с ними системы трубопроводов должны, по своей конструкции и изготовлению, соответствовать своему назначению, а их установка и защита должны сводить к минимуму опасность для людей, находящихся на судне. В частности, следует обращать внимание на материалы, используемые для их изготовления, рабочие давления и температуры, при которых данное изделие будет работать, а также на необходимость обеспечения надлежащего запаса прочности, допускающего более высокие напряжения, чем обычно имеющие место при эксплуатации. Каждый котел, сосуд под давлением и связанные с ними системы трубопроводов должны иметь надлежащие средства для предотвращения избыточных давлений в период эксплуатации и должны быть подвергнуты гидравлическим испытаниям перед вводом в эксплуатацию, а также, если необходимо, через последующие установленные промежутки времени они должны подвергаться испытанию давлением, соответственно превышающим рабочее.

9.1.14 Должны быть предусмотрены меры, обеспечивающие быстрое обнаружение отказа в любой жидкостной системе охлаждения и подачу соответствующих сигналов (световых и звуковых), а также должны быть установлены средства для сведения к минимуму последствий таких отказов для механизмов, обслуживаемых системой.