Действующий

Международный кодекс постройки и оборудования судов, перевозящих сжиженные газы наливом (Кодекс МКГ) (с изменениями на 1 января 2016 года)

    6.6.2 Автономные танки

6.6.2.1 Для танков типа С и типа В, изготовляемых преимущественно в форме тел вращения, допуски при изготовлении, такие как отклонение от окружности, местные отклонения от теоретической формы, выравнивание сварных швов и скос кромок листов разной толщины должны отвечать признанным стандартам. Допуски должны также определяться с учетом анализа устойчивости, упомянутого в пп.4.22.3.2 и 4.23.3.2.

6.6.2.2 Для танков типа С, изготовленных из углеродистой или марганцево-углеродистой стали, если расчетная температура ниже -10°С, должна быть выполнена тепловая обработка после сварки. Термообработка после сварки во всех других случаях, и в отношении иных, нежели упомянутые выше, материалов, должна отвечать признанным стандартам. Температура прогрева и время выдержки должны отвечать признанным стандартам.

6.6.2.3 Для случая танков типа С и крупных сосудов под давлением для груза, изготовленных из углеродистой или марганцево-углеродистой стали, для которых выполнение термообработки является затруднительным, в качестве альтернативы может быть осуществлено снятие механических напряжений опрессовкой при соблюдении следующих условий:

        .1 сварные части сложной формы сосудов под давлением, такие как колодцы либо купола с горловинами, совместно с прилегающими листами оболочки, должны проходить обработку теплом до их приварки к частям сосуда под давлением, имеющим большие размеры;

        .2 процесс снятия механических напряжений должен быть предпочтительно осуществлен в ходе гидростатического испытания давлением, требуемого разд.4.23.6, путем развития более высокого давления, чем требуемое п.4.23.6.1. Средством создания давления должна быть вода;

        .3 в отношении температуры воды применяется п.4.23.6.2;

        .4 снятие напряжений должно производиться в положении танка на его штатных опорах или поддерживающих конструкциях либо, если снятие напряжений не может быть осуществлено на судне, таким образом, чтобы действующие напряжения и распределение напряжений были бы такими же, как и в случае размещения танка на его штатных опорах или на поддерживающих его конструкциях;

        .5 максимальное давление для снятия напряжений должно поддерживаться в течение 2 ч на каждые 25 мм толщины, но в любом случае не менее 2 ч;

        .6 верхние пределы рассчитываемых уровней напряжений в ходе снятия напряжений должны быть следующими:

           .1 эквивалентные общие главные мембранные напряжения: 0,9;

           .2 эквивалентные напряжения, образованные главными напряжениями от изгиба и мембранными напряжениями: 1,35, где является установленным нижним минимальным пределом текучести или условным пределом текучести, соответствующим 0,2% остаточной деформации при испытательной температуре стали, используемой для изготовления танка;

        .7 для подтверждения указанных выше пределов обычно требуются измерения деформаций по меньшей мере для первого из серии последовательно изготавливаемых одинаковых танков. Схема размещения тензометров должна быть включена в процедуру снятия механических напряжений, которая должна быть представлена в соответствии с п.6.6.2.3;

        .8 процедура испытаний должна продемонстрировать, что в конце процесса снятия напряжений достигнута линейная зависимость деформаций от давления, для чего давление вновь поднимается до расчетного;

        .9 после снятия механических напряжений должны быть проверены зоны высоких напряжений в районах геометрической прерывности, таких как горловины и иные отверстия, на наличие трещин путем использования проникающей краски или магнитного порошка. Особое внимание при этом должно быть уделено листам толщиной свыше 30 мм;

.10 стали, характеризующиеся отношением предела текучести к пределу прочности на разрыв более чем 0,8, обычно не должны подвергаться снятию механических напряжений. Однако если напряжения текучести увеличены посредством метода, обеспечивающего высокую пластичность стали, в результате рассмотрения каждого конкретного случая могут быть приняты незначительно большие величины;

. 11 процесс снятия механических напряжений не может быть заменен термообработкой частей танков, изготовленных холодным способом, если степень применения холодной сборки превышает предел, выше которого требуется термообработка;

.12 толщина оболочки и доньев танка не должна превышать 40 мм. Большие значения толщины могут быть допущены для частей, подвергшихся снятию напряжений термообработкой;

.13 надлежит осуществлять меры защиты от местной потери устойчивости, в особенности в случае использования для танков и куполов доньев торосферической формы; и

.14 процедура снятия механических напряжений должна отвечать признанному стандарту.