Действующий

Международный кодекс постройки и оборудования судов, перевозящих сжиженные газы наливом (Кодекс МКГ) (с изменениями на 1 января 2016 года)

    6.5.3 Испытания процесса сварки для грузовых танков и технологических сосудов под давлением

6.5.3.1 Испытания процесса сварки для грузовых танков и технологических сосудов под давлением требуются для всех стыковых сварных соединений.

6.5.3.2 Сборки для испытаний должны быть репрезентативными с точки зрения:

        .1 каждого из основных материалов;

        .2 каждого из типов расходных материалов и процессов сварки; и

        .3 каждого из положений для сварки.

6.5.3.3 Для сварных стыковых соединений листов сборки для испытаний должны быть подготовлены таким образом, чтобы направление прокатки было бы параллельным направлению сварки. Диапазон толщин, отвечающих испытанию каждого из процессов сварки, должен отвечать признанным стандартам. По выбору производителя могут производиться испытания при помощи рентгенографирования или ультразвукового контроля.

6.5.3.4 В соответствии с разд.6.3 для грузовых танков и технологических сосудов под давлением должны производиться следующие виды испытаний сварочных процессов при помощи образцов, изготовленных из каждой из испытательных сборок:

        .1 испытание на растяжение поперек сварного шва;

        .2 испытание полносварного соединения в продольном направлении, ели требуется признанными стандартами;

        .3 испытания на поперечный загиб, которые могут происходить в форме загиба лицевой поверхности сварного шва наружу, загиба с растяжением корневой стороны шва или бокового загиба. Вместе с тем, вместо испытаний на поперечный загиб могут быть потребованы испытания на продольный загиб в случаях, когда основной материал и наплавляемый металл характеризуются различными уровнями прочности;

        .4 испытание на ударную вязкость одного комплекта образцов, состоящего из трех образцов с V-образным надрезом, в общем случае в каждом из следующих районов, как показано на рис.6.2:

           .1 ось симметрии сварного шва;

           .2 линия проплавления;

           .3 1 мм от линии проплавления;

           .4 3 мм от линии проплавления; и

           .5 5 мм от линии проплавления; и

        .5 могут быть также потребованы исследования шлифов и твердости.

6.5.3.5 Каждое из испытаний должно удовлетворять следующим требованиям:

        .1 испытания на растяжение: предел прочности при испытании на растяжение поперек сварного шва не должен быть ниже установленного для соответствующих основных материалов минимального предела прочности. Для алюминиевых сплавов см. п.4.18.1.3 в части требований к прочности наплавленного металла в сварных соединениях, где наплавляемый металл имеет предел прочности ниже предела прочности основного металла. В каждом случае для сведения должно быть зарегистрировано положение слома;

        .2 испытания на загиб: при загибе на 180° на оправке диаметром, равным четырехкратной толщине испытуемых изделий, появление сломов недопустимо; и

        .3 испытания на ударную вязкость образцов Шарпи с V-образным надрезом: испытания на ударную вязкость образцов Шарпи с V-образным надрезом должны производиться при температуре, предписанной для соединяемого основного материала. Результаты испытаний на ударную вязкость для наплавленного металла, минимальная средняя величина работы удара (KV), должны составлять не менее 27 Дж. Требования к наплавленному металлу для образцов с уменьшенными размерами и величине работы удара для отдельных образцов должны отвечать разд.6.3.2. Результаты испытаний на ударную вязкость для линии проплавления и зоны термического влияния должны демонстрировать минимальную среднюю величину работы удара (KV), отвечающую требованиям к поперечному или продольному испытанию, что применимо, и к образцам с уменьшенными размерами, при этом минимальная средняя работа удара (KV) должна отвечать разд.6.3.2. Если толщина материала не позволяет вырезать полноразмерные или стандартные образцы уменьшенного размера, процедура испытаний и стандарты приемки должны отвечать признанным стандартам.

6.5.3.6 Процедуры испытаний для угловых швов должны отвечать признанным стандартам. В таких случаях выбор расходных материалов должен быть таким, чтобы он обеспечивал удовлетворительные качества по ударной вязкости.