17.12.1 Безводный аммиак может вызвать коррозионное растрескивание в емкостях и технологических системах, изготовленных из марганцево-углеродистой или никелевой стали. Для минимизации риска сказанного должны быть приняты меры, изложенные подробнее в пп.17.12.2-17.12.8, по принадлежности.
17.12.2 При использовании марганцево-углеродистой стали грузовые танки, технологические сосуды под давлением и грузовые трубопроводы должны быть изготовлены из мелкозернистой стали с установленным пределом текучести, не превышающим 355 Н/мм, и фактическим пределом текучести, не превышающим 440 Н/мм. Должна быть также предпринята одна из указанных ниже мер в процессе изготовления или эксплуатации:
.1 должен использоваться материал меньшей прочности с установленным минимальным пределом прочности, не превышающим 410 Н/мм; либо
.2 грузовые танки и т.д. должны подвергнуться тепловой обработке для снятия напряжений после сварки; либо
.3 температура при перевозке должна поддерживаться предпочтительно на уровне, близком к температуре кипения продукта -33°С, однако в любом случае при температуре, не превышающей -20°С; либо
.4 аммиак должен содержать не менее чем 0,1% воды по массе, и в распоряжении капитана должен быть подтверждающий это документ.
17.12.3 Если используются марганцево-углеродистые стали с более высокими характеристиками текучести, нежели указанные в п.17.12.2, законченные сборкой грузовые танки, трубопроводы и т.д. должны быть подвергнуты тепловой обработке для снятия напряжений после сварки.
17.12.4 Технологические сосуды под давлением и трубопроводы для конденсата в системе охлаждения, если они изготовлены из материалов, указанных в п.17.12.1, должны быть подвергнуты тепловой обработке для снятия напряжений после сварки.
17.12.5 Характеристики прочности при растяжении и текучести расходных сварочных материалов должны превышать соответствующие характеристики материалов для танков и труб на наименьшую, насколько практически осуществимо, величину.
17.12.6 Никелевые стали с содержанием более чем 5% никеля и марганцево-углеродистые стали, не отвечающие требованиям пп.17.12.2 и 17.12.3, особенно подвержены коррозионному растрескиванию от аммиака под действием напряжений, и не должны использоваться системах удержания груза и трубопроводах для перевозки этого продукта.
17.12.7 Могут использоваться никелевые стали с содержанием никеля не более 5% при условии, что температура при перевозке отвечает требованиям, указанным в п.17.12.2.3.
17.12.8 Для минимизации риска коррозионного растрескивания от аммиака под действием напряжений целесообразным является поддержание содержания растворенного кислорода ниже 2,5 млн по весу. Наилучшим образом этого можно достичь путем снижения среднего содержания кислорода в танках до погрузки в них жидкого аммиака до значений, меньших чем указанные ниже в виде функции температуры перевозки Т, приведенных в нижеследующей таблице:
T, °C | O (% по объему) |
-30 и ниже | 0,9 |
-20 | 0,5 |
-10 | 0,28 |
0 | 0,16 |
10 | 0,10 |
20 | 0,05 |
30 | 0,03 |
Процент содержания кислорода для промежуточных значений температуры может быть получен путем линейной интерполяции.