5.11.1 Размеры труб. Системы трубопроводов должны быть спроектированы в соответствии с признанными стандартами.
5.11.2.1 Для определения толщины стенок труб должны использоваться следующие критерии.
5.11.2.2 Толщина стенок труб должна составлять не менее:
T = , мм,
где:
- теоретическая толщина, определяемая следующей формулой:
= , мм,
причем:
P - расчетное давление, указанное в разд.5.4, МПа;
D - внешний диаметр, мм;
K - допускаемое напряжение, Н/мм, указанное в разд.5.11.3;
e - показатель эффективности, равный 1 для бесшовных труб и для продольношовных и спиральношовных сварных труб, поставленных одобренными изготовителями сварных труб, рассматриваемых в качестве эквивалентных бесшовным трубам при условии выполнения неразрушающего контроля сварных швов в соответствии с признанными стандартами. В других случаях может быть потребован показатель эффективности менее 1, в соответствии с признанными стандартами, в зависимости от процесса изготовления;
b - допуск на изгиб, мм. Величина b должна выбираться таким образом, чтобы рассчитанные значения напряжений в районе изгиба вследствие только внутреннего давления не превышали бы допускаемых напряжений. Если такого обоснования не делается, величина b должна быть:
b = , мм,
причем r - средний радиус изгиба, мм;
c - надбавка на коррозию, мм. Если ожидаются процессы коррозии или эрозии, толщина стенок труб должна быть увеличена сверх требуемой иными расчетными требованиями. Эта надбавка должна быть сообразной с плановым сроком службы трубопровода; и
a - отрицательный производственный допуск на толщину, %.
5.11.2.3 Минимальная толщина стенок должна быть в соответствии с признанными стандартами.
5.11.2.4 Если, с позиций обеспечения механической прочности, необходимо предотвратить повреждение, разрушение, чрезмерный прогиб или потерю устойчивости труб вследствие наложения нагрузок, толщина стенок должна быть увеличена сверх требуемой п.5.11.2.2 либо, если это не осуществимо практически или может вызвать чрезмерные местные напряжения, можно снизить эти нагрузки, предусмотреть защиту от их действия или исключить их иными проектными методами. Возникновение таких наложенных нагрузок может быть вызвано: опорными конструкциями, деформациями корпуса судна, скачками давления жидкости в ходе операций по передаче груза, весом навешенных клапанов, реакцией на соединения грузовых стрел, либо иными факторами.