Действующий

Международный кодекс постройки и оборудования судов, перевозящих опасные химические грузы наливом

11.3 Грузовая зона*

________________

* См. документ MSC/Circ.314 в качестве руководства для расчета системы пенного тушения на танкерах-химовозах и правильного применения требований Кодекса к огнетушащим веществам.

11.3.1 Каждое судно должно быть оборудовано стационарными палубными системами пенотушения в соответствии с требованиями 11.3.2-11.3.12.

11.3.2 Должен использоваться только один тип пенообразователя, и он должен быть эффективным для максимально возможного количества грузов, намеченных к перевозке. Для других грузов, для которых пена неэффективна или с которыми она несовместима, следует предусмотреть дополнительные средства, отвечающие требованиям Администрации. Пена на белковой основе не должна применяться.

11.3.3 Пеногенераторы должны обеспечивать подачу пены на всю площадь палубы грузовых емкостей, а также в любую грузовую емкость, палуба которой предполагается вскрытой.

11.3.4 Палубная система пенотушения должна быть простой в эксплуатации и быстродействующей. Главный пост управления системой должен располагаться в подходящем месте вне грузовой зоны, вблизи жилых помещений, быть легкодоступным и готовым к использованию в случае пожаров в защищаемых районах.

11.3.5 Интенсивность подачи пенного раствора должна быть не менее наибольшей из следующих величин:

.1 2 л/мин на квадратный метр площади палубы грузовых емкостей, где площадь палубы грузовых емкостей определяется как произведение максимальной ширины судна на общую длину пространств, занимаемых грузовыми емкостями;

.2 20 л/мин на квадратный метр площади горизонтального сечения одной емкости, имеющей наибольшую площадь такого сечения;

.3 10 л/мин на квадратный метр площади, защищаемой самым мощным лафетным стволом и полностью расположенной в нос от него, однако его производительность должна быть не менее 1250 л/мин. Для судов дедвейтом менее 4000 т минимальная производительность лафетного ствола должна удовлетворять требованиям Администрации.

11.3.6 Должен иметься достаточный запас пенообразователя с тем, чтобы обеспечить образование пены по меньшей мере в течение 30 мин при наибольшей интенсивности подачи пенного раствора из указанных в 11.3.5.1, 11.3.5.2 и 11.3.5.3.

11.3.7 Пена от стационарной системы пенотушения должна подаваться с помощью лафетных и ручных пенных стволов. Каждый лафетный ствол должен обеспечивать подачу пенного раствора с интенсивностью не менее 50% от требуемой в 11.3.5.1 или 11.3.5.2. Производительность любого лафетного ствола должна обеспечивать подачу не менее 10 л/мин пенного раствора на квадратный метр площади палубы, защищаемой этим лафетным стволом и полностью расположенной в нос от него. Такая производительность должна быть не менее 1250 л/мин. Для судов дедвейтом менее 4000 т минимальная производительность лафетного ствола должна удовлетворять требованиям Администрации.

11.3.8 Расстояние от лафетного ствола до самой отдаленной границы защищаемой площади, расположенной в нос от него, должно быть не более 75% длины струи, выбрасываемой лафетным стволом при отсутствии ветра.

11.3.9 По левому и правому борту у носовой переборки юта или жилых помещений, обращенных в сторону грузовой зоны, должно быть предусмотрено по одному лафетному стволу и соединительной головке к рукавам для ручного пенного ствола.

11.3.10 Для обеспечения маневренности при борьбе с пожаром и защиты участков, недоступных для лафетных стволов, должны быть предусмотрены ручные пенные стволы. Производительность любого ручного пенного ствола должна быть не менее 400 л/мин, а длина струи, выбрасываемой ручным стволом при отсутствии ветра, должна быть не менее 15 м. Должно быть предусмотрено не менее четырех ручных пенных стволов. Количество и расположение кранов пенной магистрали должны быть такими, чтобы к любому участку палубы грузовых емкостей можно было подать пену по меньшей мере от двух ручных пенных стволов.

11.3.11 На пенной магистрали, а также на пожарной магистрали, если она является неотъемлемой частью палубной системы пенотушения, должны быть предусмотрены клапаны для отключения поврежденных участков этих магистралей, расположенные в нос от каждого лафетного ствола непосредственно за ним.

11.3.12 Работа палубной системы пенотушения при требуемой производительности должна допускать одновременную подачу от пожарной магистрали требуемого минимального количества струи воды под требуемым давлением.

11.3.13 Суда, специально предназначенные для перевозки ограниченной номенклатуры грузов, должны быть защищены альтернативными средствами, отвечающими требованиям Администрации, если они эффективны для данных продуктов в той же степени, что и палубная система пенотушения, требуемая для большинства воспламеняющихся грузов.

11.3.14 Должны иметься в наличии и содержаться в хорошем рабочем состоянии соответствующие переносные средства пожаротушения для продуктов, предназначенных для перевозки.

11.3.15 При перевозке воспламеняющихся грузов все источники воспламенения должны быть исключены из опасных мест, указанных в 10.2.

11.3.16 Суда, имеющие носовые или кормовые погрузочно-разгрузочные устройства, должны быть оборудованы дополнительно одним пенным лафетным стволом, как требуется в 11.3.7, и дополнительно одним ручным пенным стволом, как требуется в 11.3.10. Дополнительный лафетный ствол должен располагаться так, чтобы защищать носовые или кормовые погрузочно-разгрузочные устройства. Участок грузового трубопровода, расположенный в нос или в корму от грузовой зоны должен быть защищен вышеупомянутым ручным пенным стволом.