Неактуальный

Комментарий к части первой Налогового кодекса Российской Федерации

Комментарий к статье 29. Уполномоченный представитель налогоплательщика

    

Комментируемая статья определяет лиц, которые могут выступать в качестве уполномоченных представителей.

Для уполномоченного представителя налогоплательщика необходимо наличие доверенности.

Порядок выдачи доверенности определен статьей 185 ГК РФ.

Порядок нотариального удостоверения доверенностей установлен статьей 59 Основ законодательства РФ о нотариате, утвержденных Верховным Советом РФ 11.02.1993 N 4462-1.

Доверенность дает право совершать юридические действия лицу, которому выдана доверенность, в отношении лица, эту доверенность выдавшего.

Закон требует соблюдения формы доверенности в виде ее нотариального заверения, если такая форма необходима в соответствии с законом.

Полномочия представителей физических лиц должны быть подтверждены нотариально удостоверенной или приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации доверенностью.

Например, совершение действий представителем (в частности, оплата расходов по обучению) от имени представляемого на основании письменной доверенности, заключенной в простой, нотариально не удостоверенной форме, следует понимать как реализацию гражданских прав представляемого.

В связи с этим отказ в подобной ситуации физическому лицу в предоставлении социального налогового вычета при отсутствии нотариально удостоверенной доверенности, выданной им своему представителю для произведения оплаты обучения, не основан на нормах действующего законодательства.

Отметим, что каких-либо особенностей в отношении оформления полномочий представителя налогоплательщика - индивидуального предпринимателя глава 4 НК РФ не содержит.

На это указано в письме Управления ФНС России по г.Москве от 01.03.2012 N 20-14/1/18292@.

При этом Минфин России, рассматривая в письме от 15.11.2012 N 03-02-08/99 вопрос о праве индивидуального предпринимателя оформить доверенность в простом виде на своего представителя для представления своих интересов при рассмотрении акта налоговой проверки, заверив подпись доверенного лица своими печатью и подписью, отметил следующее.

Абзацем 2 пункта 3 статьи 29 НК РФ установлено, что уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (статья 185 ГК РФ). Указанное положение применяется и в отношении уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя.

Учитывая такой подход Минфина России, представителем налогоплательщика может быть только то лицо, чьи полномочия подтверждены нотариально удостоверенной доверенностью или доверенностью, приравненной к нотариально удостоверенной, наличие договора поручения значения не имеет. Следовательно, если лицо не имеет нотариально удостоверенной доверенности, то оно не может считаться представителем индивидуального предпринимателя.

Аналогичной позиции придерживаются суды.

Так, ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 02.12.2009 N А44-1307/2009 указал, что, поскольку в силу пункта 1 статьи 182 ГК РФ полномочие может также явствовать из обстановки, в которой действует представитель (продавец в розничной торговле, кассир и т.п.), при этом в договоре поручения было указано, что поверенный вправе совершить все юридически значимые действия, связанные с разрешением споров, возникающих в результате выездной налоговой проверки предпринимателя, следовательно, налоговый орган вправе был отложить рассмотрение дела для предоставления возможности предпринимателю оформить доверенность представителю. Поскольку налоговый орган не предоставил предпринимателю такую возможность, следует признать, что налоговый орган не обеспечил налогоплательщику возможность участвовать в рассмотрении материалов налоговой проверки и нарушил его законные права и интересы.

Полномочия представителей юридических лиц должны быть подтверждены письменной доверенностью, заключенной в простой форме.

Законодательство РФ не предусматривает нотариальную форму доверенности при представлении налоговой отчетности и иных сведений юридическими лицами в налоговые органы.

Например, руководитель обособленного подразделения может являться уполномоченным представителем налогоплательщика-организации (см. письмо Минфина России от 05.08.2011 N 03-02-07/1-278).

Согласно пункту 15 Обзора судебной практики ФАС Восточно-Сибирского округа, связанной с применением главы 14 НК РФ (налоговый контроль) (рекомендован Постановлением Президиума ФАС Восточно-Сибирского округа от 09.06.2011 N 4), в доверенности, выданной уполномоченному представителю налогоплательщика, возможно указание общего полномочия на представление интересов в отношениях с государственными органами. Ни законодательство о налогах и сборах, ни гражданское законодательство не предписывают необходимость специального указания в доверенности полномочий на участие в рассмотрении материалов налоговой проверки.