Комментируемая статья устанавливает характеристики федеральных, региональных и местных налогов, конкретные виды которых предусмотрены статьями 13, 14 и 15 НК РФ: приведены понятия каждого из видов налогов, определены полномочия государства, субъектов РФ и муниципальных образований по установлению субъектов и элементов налогообложения.
Устанавливая региональные и местные налоги, уполномоченные органы власти вправе действовать только в предоставленных НК РФ пределах: то, что прямо урегулировано в НК РФ, не может быть по-другому установлено в нормативном правовом акте субъекта РФ или муниципального образования.
Например, согласно статьям 15, 387 НК РФ земельный налог относится к местным налогам, поэтому НК РФ регулируются не все элементы налогообложения. Часть из них, а именно: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога, а также налоговые льготы - устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Вместе с тем данные акты должны соответствовать положениям главы 31 НК РФ, в частности обеспечивать соблюдение максимального размера налоговой ставки, оговоренного в статье 394 НК РФ (см. Постановление ФАС Поволжского округа от 15.12.2011 N А65-17247/2011).
В письме от 17.10.2012 N 03-02-08/92 Минфин России обратил внимание, что представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут устанавливаться налоговые льготы по местным налогам в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, однако указанным органам не предоставлено право изменять или отменять налоговые льготы по местным налогам, установленные НК РФ и Законом РФ от 09.12.91 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц".
Следует обратить внимание, что налоги и сборы, которые установлены НК РФ, обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, исключения приведены в положениях пункта 7 статьи 12 НК РФ.
Суды указывают, что пунктом 7 статьи 12 НК РФ по отношению к государственной пошлине иного не предусмотрено (см. Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2012 N 18АП-9949/2012).
Также в статье 12 НК РФ указано на специальные налоговые режимы, виды которых установлены в статье 18 НК РФ.
Специальные налоговые режимы, с точки зрения НК РФ, рассматриваются как федеральные налоги (см. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.09.2012 N А21-7173/2011).
В Постановлении от 16.11.2012 N А13-12234/2011 ФАС Северо-Западного округа отклонил доводы налогового органа о невозможности зачета ЕНВД в счет уплаты недоимок по налогу на НДС, ЕСН, НДФЛ и налога на прибыль в связи с несовпадением видов бюджетов. Как отметил суд, поскольку указанные в решении налогового органа налоги подлежат зачислению в бюджеты одного уровня, налоговый орган в соответствии с установленным статьей 78 НК РФ порядком зачета излишне уплаченных налогов в счет погашения недоимки по иным налогам, направляемым в тот же бюджет, обязан был самостоятельно уменьшить доначисленные по результатам проверки налоги на сумму уплаченного ЕНВД. Суд признал неправомерным доначисление организации налогов без учета переплаты по ЕНВД.
Минфин России в письме от 20.04.2006 N 03-02-07/2-30 разъяснил, что установленные главами 26.1, 26.2, 26.3 НК РФ специальные налоговые режимы предусматривают соответственно единый сельскохозяйственный налог, налог, уплачиваемый при применении упрощенной системы налогообложения, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, которые являются федеральными налогами, не указанными в статье 13 НК РФ.
В НК РФ не указано, что специальные налоговые режимы могут предусматривать региональные и (или) местные налоги.
Следует добавить, что глава 26.4 НК РФ устанавливает еще один специальный налоговый режим - систему налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции, а с 01.01.2013 действует такой ранее не являвшийся самостоятельным специальный налоговый режим (фактически ранее он являлся частью УСН), как патентная система налогообложения (глава 26.5 НК РФ в редакции Федерального закона от 25.06.2012 N 94-ФЗ).
Необходимо обратить внимание, что до 01.01.2013 переход на ЕНВД был обязателен в случае осуществления одного из видов деятельности, в отношении которых на соответствующей территории введен ЕНВД, в то время как с 01.01.2013 переход на ЕНВД является добровольным.
До 01.01.2013 выбор одного из двух специальных режимов налогообложения (УСН или ЕНВД) осуществлялся налогоплательщиками не произвольно, а с учетом критериев, установленных главами 26.2 "Упрощенная система налогообложения" и 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" НК РФ.
Налогоплательщики, осуществляющие виды деятельности, перечисленные в пункте 2 статьи 346.26 НК РФ, в отношении которых на соответствующей территории введен единый налог на вмененный доход, не вправе были по этим видам деятельности применять никакую иную систему налогообложения, кроме системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
Лишь в случае прекращения осуществления налогоплательщиком деятельности, подпадающей под систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, он вправе был перейти на иную систему налогообложения, в том числе на УСН (см. Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2012 N А35-4574/2012).
Следует обратить внимание на Определение ВАС РФ от 28.01.2013 N ВАС-18420/12.
Как отметил суд, постановлением Правительства от 30.06.2010 N 490 "О ставках платы за единицу площади охотничьего угодья при заключении охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений" установлены ставки платы за единицу площади охотничьего угодья в каждом субъекте Федерации, в том числе для Приморского края в размере 10 рублей за 1 га охотничьего угодья.
Единовременный платеж, уплачиваемый при заключении охотхозяйственного соглашения, отсутствует в перечне налогов и сборов, установленных статьями 13 - 15 НК РФ, не соответствует признакам налога или сбора и не может рассматриваться в качестве сбора налогового характера.
Суд счел, что единовременный платеж, предусмотренный при заключении этого договора со сроком действия от 20 до 49 лет, не отвечает признаку индивидуальной безвозмездности, поскольку подписавшие его лица получают возможность оформить договоры аренды земельных и лесных участков, наделяются правом на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства в целях размещения объектов охотничьей инфраструктуры и (или) в целях, не связанных с их размещением, а также выдают разрешения на добычу охотничьих ресурсов.