Комментируемая статья определяет группу правоотношений, которые регулируются законодательством о налогах и сборах.
Такие отношения складываются между государством и налогоплательщиком (см., например, Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2012 N А75-4047/2012). Как неоднократно отмечал КС РФ, налоговые правоотношения предполагают субординацию, властное подчинение одной стороны другой (Определение КС РФ от 07.12.2010 N 1572-О-О, Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2012 N 18АП-10536/2012).
Как указано в Постановлении Пленума ВАС России от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", часть первая НК РФ не подлежит применению к иным правоотношениям с участием налоговых органов, не связанным с установлением, введением и взиманием налогов и сборов в Российской Федерации, осуществлением налогового контроля, обжалованием актов налоговых органов (действий, бездействия их должностных лиц), принятых (осуществленных) в рамках налогового контроля, привлечением к ответственности за совершение налоговых правонарушений.
В письме Управления ФНС России по г.Москве от 24.04.2007 N 22-08/037837@ отмечено, что законодательство РФ о применении ККТ и законодательство в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции регулируют правоотношения, которые не относятся к налоговым. Следовательно, контроль за соблюдением налогоплательщиками указанных выше законодательств не относится к налоговому контролю.
Судебная практика свидетельствует, что не относятся к налоговому законодательству и нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.
Например, ФАС Центрального округа в Постановлении от 29.09.2010 N А23-5464/2009А-14-233 отклонил ссылку налогового органа на статью 131 Трудового кодекса, согласно которой доля заработной платы, выплачиваемой в неденежной форме, не может превышать 20% от начисленной месячной заработной платы, поскольку рассматриваемая статья Трудового кодекса не может регулировать налоговые правоотношения и устанавливать применительно к ним какие-либо ограничения.
Кроме того, налоговые отношения не включают в себя отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов.
В Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2012 N 17АП-11513/2012-АК отмечено, что в соответствии со статьей 2 НК РФ, статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" НК РФ не распространяет свое действие на правоотношения по исчислению и уплате страховых взносов; налоговые правоотношения и правоотношения по исчислению и уплате страховых взносов не являются аналогичными, т.к. налоги, сборы и страховые взносы имеют различную правовую природу.
Аналогичным образом нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель регулируют земельные, а не налоговые отношения, указанные акты не относятся к нормативным правовым актам о налогах и сборах (см., например, Кассационное определение Томского областного суда от 27.05.2011 N 33-1613/2011, Определение Верховного Суда РФ от 09.12.2002 N 18-Г02-12, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 26.02.2010 N А32-17701/2008-19/326).
Также следует разделять сферу правового регулирования гражданского законодательства и законодательства о налогах и сборах.
Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.
К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
В Постановлении Восьмого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2012 N А75-4048/2012 суд при рассмотрении вопроса об уменьшении размера платы за установку и эксплуатацию рекламных конструкций на сумму налога на добавленную стоимость отметил, что данный вопрос касается только гражданско-правовых отношений, т.е. правоотношений двух сторон по договору.
В Постановлени Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2012 N 15АП-12336/2012 суд удовлетворил исковые требования о взыскании с организации - ответчика долга и неустойки по договору транспортной экспедиции. При этом суд отклонил доводы ответчика о совершении истцом в сговоре с взаимозависимыми (аффилированными) с ним лицами действий, посягающих на интересы государства в сфере налогообложения, о длительном уклонении ответчиком от уплаты в бюджет законно установленных налогов посредством сокрытия получаемых от осуществления хозяйственной деятельности доходов путем обналичивания денежных средств с помощью фирм-однодневок. Как отметил суд, доводы апелляционной жалобы не имеют правового значения при разрешении гражданского спора между истцом и ответчиком.
В Постановлении ФАС Московского округа от 26.08.2011 N КГ-А40/9308-11 указано, что согласно статье 330 ГК РФ неустойкой признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в то время как в налоговом законодательстве пенями признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. В связи с этим нормы статьи 333 ГК РФ к публичным отношениям, возникающим в сфере уплаты налогов и сборов, применению не подлежат.
В Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2012 N 09АП-25592/2012 суд удовлетворил иск банка к налоговому органу о взыскании неосновательного обогащения на основании статьей 1102, 1107, 395 ГК РФ.
Суд пришел к выводу о том, что поручение клиента банка было исполнено дважды, а именно первый раз за счет денежных средств, внесенных клиентом: путем их перечисления в бюджет РФ, второй раз путем списания денежных средств в бюджет РФ с корреспондентского счета истца.
Суд указал на обязанность ответчика возвратить сумму неосновательного обогащения и проценты, поскольку налогоплательщиком повторно платежный документ на уплату налогов в банк не представлялся, денежные средства были перечислены ошибочно с корреспондентского счета банка по причине технического сбоя.
Суд отклонил доводы налогового органа о том, что анализ норм статьи 2 ГК РФ и статьи 2 НК РФ не позволяет применять нормы гражданского законодательства к требованиям о возврате налога, денежные средства могут быть возвращены по заявлению клиента банка.
Как отметил суд, поскольку банк не является налогоплательщиком в отношении спорной суммы и обязанности по внесению налоговых платежей у кредитной организации в размере спорной суммы на момент списания не имелось, что не было опровергнуто ответчиком, спорная сумма не может рассматриваться как исполнение обязанности по уплате налога. В данном конкретном случае между банком и налоговым органом налоговых правоотношений не возникало, а имели место быть исключительно отношения, связанные с ошибочным перечислением денежных средств, не предназначенных для уплаты налоговых платежей, в которых налоговый орган осуществляет имущественные права и обязанности, выступает в суде на равных началах с иными участниками гражданских правоотношений.
В Решении Арбитражного суда Свердловской области от 09.11.2012 N А60-37259/2012 также указано, что обязательства из неосновательного обогащения не могут распространяться на налоговые правоотношения (пункт 3 статьи 2 ГК РФ).
Значимость положений статьи 2 НК РФ проявляется, кроме того, в том, что вопросы, прямо урегулированные законодательством о налогах и сборах, не могут разрешаться с использованием норм иных отраслей законодательства, в частности гражданского.
Например, в Постановлении Первого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2012 N А79-2734/2012 суд отказал в удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя о правопреемстве на основании договора уступки права требования (цессии), в соответствии с которым налогоплательщик уступил данному предпринимателю право требования с налогового органа всех сумм, подлежащих возврату налогоплательщику на основании вступившего в силу решения суда.
Суд принял во внимание положения пункта 1 статьи 2 НК РФ, согласно которому властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, урегулированы законодательством о налогах и сборах.
Как отметил суд, самостоятельность исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога предполагает уплату налога, пеней и штрафов за счет собственных средств и в дальнейшем, при наличии к тому оснований, своевременный возврат или зачет излишне взысканных сумм налога, пеней и штрафов только данному налогоплательщику.
Возможность передачи права требования, вытекающего из публично-правовых отношений, по договору уступки права требования (цессии), регулируемой гражданским законодательством, законодательством о налогах и сборах не предусмотрена.
Следовательно, нельзя уступить право требования, возникшее в сфере правоотношений, не регулируемых гражданским законодательством.
Таким образом, излишне взысканные с налогоплательщика суммы налога, пеней и штрафов подлежат возврату налоговым органом именно этому налогоплательщику.