Уже 14 лет в РФ действует часть первая Налогового кодекса РФ (введена в действие с 1 января 1999 года). До принятия НК РФ налоговое законодательство России по большому счету только формировалось. В то время действовало множество нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы налогов и сборов, в которых наличествовало огромное число пробелов и противоречий.
Однако с момента введения Кодекса в действие многое изменилось. За это время наша страна заняла место среди сильных, экономически передовых и влиятельных государств мира. Технологии шагнули вперед. Поэтому неудивительно, что налоговое законодательство также существенно изменилось и в настоящее время представляет собой действительно современный, эффективный механизм, направленный на обеспечение жизнедеятельности нашего государства. И налогоплательщики, и налоговые органы теперь имеют защищаемые права и исполняют четкие и ясные обязанности. Можно с уверенностью сказать, что налоговые правоотношения подробно и качественно регламентированы, а налоговое законодательство РФ отвечает требованиям современных экономических реалий.
Комментируемой статьей регламентированы понятие законодательства РФ о налогах и сборах, определены его составные части.
Налоговое законодательство включает в себя непосредственно сам НК РФ, принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах, законы о налогах субъектов РФ, принятые в соответствии с НК РФ, а также нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах.
Данный перечень нормативных правовых актов, составляющих понятие законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, является исчерпывающим.
В связи с этим любые иные нормативные правовые акты не могут считаться устанавливающими налоговые обязанности для налогоплательщиков либо предусматривающими какие-либо налоговые льготы и преференции. Например, не относится к налоговому законодательству вступивший с 1 января 2013 года в силу Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Не включаются в законодательство о налогах и сборах также разъяснительные письма налоговых органов и финансового ведомства, поскольку они не являются нормативными правовыми актами (не зарегистрированы в Минюсте РФ и официально не опубликованы), в связи с чем не могут устанавливать обязательные для неопределенного круга лиц правила поведения.
Данный вывод подтверждается и судебной практикой (см. постановления ФАС Центрального округа от 29.09.2010 N А23-5464/2009А-14-233, Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2012 N 09АП-34574/2012, 09АП-36475/2012).
В Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2012 N 09АП-33404/2012-АК указано, что письма Минфина России не отвечают критериям нормативного правового акта, в силу пункта 1 статьи 1 НК РФ не относятся к законодательству о налогах и сборах, а потому не могут иметь юридического значения и порождать правовые последствия для неопределенного круга лиц. Следовательно, содержащиеся в них положения не могут рассматриваться в качестве устанавливающих обязательные для налогоплательщиков правила поведения.
Кроме того, таможенное законодательство и законодательство о страховых взносах отделено от налогового законодательства, и положения Таможенного кодекса Таможенного союза, Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" никак не могут применяться при разрешении вопросов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов.
Комментируемая статья также определяет перечень вопросов, которые могут быть урегулированы только непосредственно нормами НК РФ.
Это означает, что другие нормативные правовые акты, в том числе входящие в налоговое законодательство, никак не могут устанавливать правовое регулирование по данным вопросам. Речь идет о видах взимаемых в России налогов и сборов, основаниях возникновения (изменения, прекращения) и порядке исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, принципах установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов, правах и обязанностях участников налоговых правоотношений, формах и методах налогового контроля, ответственности за совершение налоговых правонарушений, а также порядке обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.
Данные положения имеют не только декларативный, но и весьма практический характер.
В Постановлении Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2009 N 06АП-4563/2009 суд пришел к выводу, что обязанности по уплате налогов не могут устанавливаться иными актами, кроме предусмотренных пунктом 6 статьи 1 НК РФ. При этом суд руководствовался тем, что согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 1 НК РФ настоящий Кодекс, в частности, устанавливает основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, а основания возникновения, изменения и прекращения обязанности по уплате налога установлены пунктом 1 статьи 44 НК РФ.
В Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2012 N 09АП-25217/2012-АК (Постановлением ФАС Московского округа от 18.12.2012 N А40-16152/12-90-73 данное постановление оставлено без изменения) суд признал несостоятельным довод налогового органа относительно того, что если НК РФ не регламентирует в качестве объекта налогообложения плату за пользование, то необходимо пользоваться ГК РФ.
Как отметил суд, гражданское законодательство не регулирует отношения, связанные с налогообложением, в то время как в соответствии с пунктом 2 статьи 1 НК РФ Налоговый кодекс РФ устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, при этом в пункте 3 статьи 11 НК РФ даются понятия объекта налогообложения и другие специфические понятия и термины законодательства о налогах и сборах, которые используются в значениях, определенных в соответствующих статьях НК РФ. Таким образом, заключил суд, в решении вопросов, связанных с определением объекта налогообложения, следует руководствоваться положениями НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах, а не нормами ГК РФ.
В Апелляционном определении Ярославского областного суда от 09.04.2012 N 33-1553 суд пришел к выводу о том, что банк имеет право взимать комиссию при перечислении физическим лицом суммы, подлежащей оплате за предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости. Как указал суд, согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 1 НК РФ виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации, устанавливаются НК РФ, а плата за предоставление сведений из государственного кадастра недвижимости не относится к налогам и сборам (в частности, к госпошлине), установленным в соответствии с НК РФ. Запрет на взимание платы за совершение операций по перечислению платежей установлен законодателем только в отношении перечислений налогоплательщиками налогов в бюджетную систему Российской Федерации, поручений налогового органа на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации, а также при исполнении банками поручений по возврату налогоплательщикам, налоговым агентам и плательщикам сборов сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, пеней и штрафов. Ни к одному из видов указанных платежей плата за предоставление сведений из государственного кадастра недвижимости не относится. Запрет на взимание комиссионного вознаграждения банком при перечислении денежных средств физического лица для получения сведений из государственного кадастра недвижимости нормативно-правовыми актами, регулирующими банковскую деятельность, не установлен.