Рекомендации для субъектов Российской Федерации по повышению эффективности мероприятий по совершенствованию организации школьного питания (разработаны АНО "Институт отраслевого питания")
Основным направлением повышения эффективности мероприятий являются разработка и реализация региональных и муниципальных программ по совершенствованию организации питания в образовательных учреждениях.
В основу регионального плана действий (программы) рекомендуется включить мероприятия по совершенствованию школьного питания по следующим направлениям:
1. Совершенствование организации, повышение качества, сбалансированности и безопасности питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях.
1.1. Разработка и внедрение нормативов финансирования закупок пищевых продуктов.
1.2. Разработка ассортиментного перечня, единых требований к безопасности и качеству пищевых продуктов.
1.3. Разработка единых рационов питания (наборов продуктов) и типовых меню.
1.4. Разработка методики учета национальных и территориальных особенностей питания населения, состояния здоровья детей школьного возраста в формировании рационов питания для общеобразовательных учреждений.
1.5. Анализ национальных и территориальных особенностей питания населения, состояния здоровья детей.
1.6. Анализ состояния обеспечения общеобразовательных учреждений специализированными продуктами детского питания.
1.7. Организация и проведение выборочных проверок лабораторными методами фактического качества и безопасности пищевых продуктов, поступающих на обеспечение в общеобразовательные учреждения.
1.8. Разработка и уточнение технической документации (технические условия, технологические условия, технико-технологические карты, стандарты организации) на блюда для школьного питания для создаваемых, реконструируемых и модернизированных предприятий детского питания.
1.9. Совершенствование организации питьевого режима обучающихся в общеобразовательных учреждениях.
1.10. Разработка и внедрение методики по проведению медико-биологической оценки возможности использования новых пищевых продуктов в питании детей и подростков в организованных коллективах.
1.11. Разработка и внедрение методики индивидуальной корректировки рациона питания и приготовления блюд.
2. Совершенствование организации управления, мониторинга системы школьного питания, подготовки кадров.
2.1. Формирование и организация работы специальной группы управления мероприятиями по совершенствованию школьного питания в системе органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
2.2. Организация исследований и разработок.
2.3. Организация лабораторного контроля качества на всех стадиях производства, переработки и потребления пищевой продукции, поступающей для обеспечения общеобразовательных учреждений.
2.4. Осуществление информационно-пропагандистской кампании по развитию системы школьного питания в СМИ и по другим каналам.
2.5. Внедрение информационных технологий для систем питания, управления, контроля качества и безопасности продукции.
2.6. Создание специализированного сайта по питанию обучающихся в общеобразовательных учреждениях (раздела на сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования).
2.7. Организация сертификации системы управления качеством производства пищевых продуктов для детей школьного возраста на соответствие требованиям ISO 22000.
2.8. Совершенствование подготовки специалистов системы школьного питания.
3. Строительство, реконструкция и переоснащение пищеблоков и залов столовых всех общеобразовательных учреждений субъекта Российской Федерации.
4. Организация планового технического обслуживания и ремонта технологического оборудования пищеблоков общеобразовательных учреждений через специализированные организации.
5. Рассмотрение по необходимости перевода питания в бюджетных учреждениях на аутсорсинг.
Учитывая, что в действующих программах субъектов Российской Федерации предусмотрено финансирование, не позволяющее в течение 5-7 лет создать современную материально-техническую базу школьного питания, в рамках разработки региональных планов действий и соответствующих региональных и муниципальных программ рекомендуется предусмотреть мероприятия по дальнейшему переоснащению пищеблоков всех государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации современным технологическим оборудованием с указанием источников финансирования. Одним из направлений данной работы могут быть привлечение средств организаторов питания, внедрение лизинга и др.