5.1. Выпуск на пути общего пользования собственных грузовых вагонов допускается только после соответствующего осмотра их технического состояния работниками вагонного хозяйства, а в случае перевозки опасного груза в специализированных вагонах (кроме цистерн для перевозки нефтепродуктов) - при предъявлении грузоотправителем работникам станций и вагонного хозяйства свидетельства о пригодности вагона к перевозке данного конкретного груза. О наличии такого свидетельства и результатах осмотра технического состояния вагонов работник вагонного хозяйства делает отметку в "Книге предъявления вагонов грузового парка к техническому обслуживанию" (формы ВУ-14).
5.2. При нахождении собственных грузовых вагонов на путях общего пользования техническое обслуживание их производится так же, как и вагонов инвентарного парка железных дорог.
5.2.1. Плановые виды ремонта собственных вагонов могут производиться только на вагоноремонтных предприятиях, прошедших лицензирование в установленном порядке на осуществление указанной деятельности.
Собственник вагона не может без письменного согласия железнодорожной администрации (железной дороги) приписки вагонов производить изменение конструкции вагона или надписей на вагоне.
При принятии решения Советом о внесении изменения в конструкцию грузового вагона или его модернизации, железнодорожная администрация (железная дорога) приписки собственного вагона имеет право потребовать от собственника внести изменение в конструкцию вагона или отдельных его частей.
Все изменения конструкции вагона, которые собственник производит с согласия или по требованию железнодорожной администрации (железной дороги) приписки, должны выполняться под контролем железной дороги приписки и в срок, указанный ею, за счет собственника вагона.
Перевод собственных грузовых вагонов на систему технического обслуживания и ремонта на основе подачи в ремонт с учетом выполненного объема работ (по пробегу) производится по согласованию с железнодорожной администрацией приписки.
Плановые виды ремонта собственных грузовых вагонов осуществляются в сроки и в порядке, установленные для вагонов инвентарного парка железных дорог с передачей через ИВЦ железнодорожных администраций сообщений 1353, 1354.
5.3. Собственные грузовые вагоны с восьмизначной нумерацией, выходящие на пути общего пользования, должны иметь следующую окраску и трафареты:
- вагоны должны быть окрашены в зеленый цвет, у цистерн окрашиваются в зеленый цвет рама и торцевые днища. У края днища по кругу наносится белая полоса шириной в 300 мм, у рефрижераторных вагонов в зеленый цвет окрашиваются рамные балки (рама) боковых стен;
- на всех вагонах должны быть нанесены трафареты, знаки и надписи в соответствии с Альбомом знаков и надписей на грузовых вагонах;
- на вагонах, выходящих на железные дороги "третьих" стран, кроме того, трафареты, знаки и надписи должны соответствовать "Правилам пользования вагонов в международном сообщении" (ППВ) и Соглашению о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС), приложение 2.11;
- на цистерны, предназначенные для перевозки определенного груза, должен быть нанесен трафарет, соответствующий роду перевозимого груза, и знаки опасности, если перевозимый груз относится к группе опасных;
- на все вагоны под номером с обеих сторон вагона должны быть нанесены трафареты буквами высотой 70 мм "Срочный возврат, станция и железнодорожная администрация (железная дорога)" и "Наименование собственника". Трафареты накладываются белой краской по зеленому фону. Номера цистерн делаются накладными на котле с окраской их в белый цвет.
Номер наносится с обеих сторон вагона на кузове и раме в местах и размерах в полном соответствии с Альбомом знаков и надписей на грузовых вагонах.
5.4. Окраска вагонов, нанесение трафаретов и присвоенной восьмизначной нумерации производится за счет средств собственника.
5.5. Запрещается выпуск собственных грузовых вагонов на пути общего пользования без установленной настоящими Правилами окраски, трафаретов и нумерации, кроме вагонов, выход которых разрешен установленным на местах порядком для осуществления собственником технологических перевозок с выездом на станционные пути.
5.6. Курсирование по железнодорожным путям общего пользования отдельных маршрутов или групп собственных вагонов (более 5), сформированных из думпкаров или других вагонов, не оборудованных специальными подножками для проезда составительских бригад, производится при условиях постановки в голове и в хвосте группы собственных вагонов с переходными площадками или специальными подножками. При необходимости, исходя из местных условий, количество таких вагонов в составе групп может быть увеличено.
5.7. Допускается курсирование по путям общего пользования специального собственного подвижного состава при соблюдении следующих условий:
5.7.1. Вагонов для перевозки агломерата и окатышей на тележках ЦНИИ-ХЗ со скоростью не более 80 км/час.
5.7.2. Хоппер-дозаторов замкнутыми маршрутами с вагоном для обслуживающего персонала. Порожние и груженые хоппер-дозаторные маршруты, курсирующие в составе менее установленной графиком движения поездов нормы по длине или весу поезда, разрешается дополнять любым подвижным составом кроме думпкаров (за исключением типов 6ВС-60, 7ВС-60 и ВС-66). При этом для маршрутов из хоппер-дозаторов ЦНИИ-2 и ЦНИИ-3 суммарный вес груженого состава не должен превышать 2600 тонн.
5.7.3. Специальных вагонов-цистерн для перевозки сжатых и сжиженных газов и других опасных грузов при наличии установленных трафаретов и знаков опасности груза, срока испытания котла и технологии роспуска с горок.
5.7.4. Вагонов-думпкаров:
- типа 6ВС-60, 7ВС-60 и ВС-66 полносоставными маршрутами и укрупненными группами с дополнением любым магистральным подвижным составом как в порожнем, так и в груженом состоянии до установленной длины или веса поезда в соответствии с планом формирования и скоростями, установленными для грузовых поездов. Думпкары типов ЗВС-50 и 4ВС-50, 5ВС-60, ВС-85, д-82, 2ВС-105 могут курсировать по путям общего пользования со скоростями, установленными для грузовых поездов, но не свыше 90 км/час для думпкаров ВС-85, ЗВС-105 на тележках типа УВЗ-11А, и не свыше 80 км/час для думпкаров 2ВС-105 на тележках УВЗ-10м или УВЗ-7, специальными маршрутами весом не более 2600 тонн с пополнением любым другим подвижным составом в порожнем состоянии до установленной длины, а в груженом состоянии до нормы веса. Выпуск думпкарных маршрутов на перегоны, где производится их погрузка или выгрузка, разрешается только в составе тех номеров думпкаров, которые включены в данный маршрут.
Пополнение думпкарных маршрутов разрешается только на начальной (после выгрузки думпкаров) и конечной (после выгрузки думпкаров) станциях таким магистральным подвижным составом, который не требует отцепки на промежуточных станциях и не ограничивает скорости движения думпкарных маршрутов.
Думпкары всех типов, кроме 6ВС-60, ВС-66 и 7ВС-60, запрещается распускать с сортировочных горок. При пропуске через сортировочные горки смешанных маршрутов их часть, состоящая из думпкаров, пропускается с сортировочной горки вместе с локомотивом.
При выпуске всех думпкаров, кроме 6ВС-60, ВС-66 и 7ВС-60, на пути общего пользования система их разгрузки должна быть освобождена от воздуха, соединительные рукава сняты, а загрузка думпкаров должна быть равномерной.
Думпкары Д-82, ВС-85, 2ВС-105, имеющие трафарет Т, могут пропускаться по путям общего пользования в груженом состоянии на условиях, установленных Инструкцией по перевозке негабаритных грузов для электропоездов габарита Т, а в порожнем состоянии - с бортами, снятыми до габарита 1-Т.