Действующий

О Методике оценки состояния конкуренции (с изменениями на 1 марта 2024 года)

VIII. Определение барьеров для входа на товарный рынок

43. Процедура определения обстоятельств (действий), препятствующих (затрудняющих) началу деятельности хозяйствующих субъектов на товарном рынке (далее - барьеры для входа на товарный рынок), включает в себя:

а) выявление наличия (отсутствия) барьеров для входа на товарный рынок;

б) определение возможности преодоления выявленных барьеров для входа на товарный рынок.

44. Барьерами для входа на товарный рынок являются:

а) экономические ограничения, в том числе:

необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках их окупаемости;

ограниченная доступность финансовых ресурсов и более высокие издержки привлечения финансирования для потенциальных участников по сравнению с хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на товарном рынке;

издержки выхода с рынка, включая инвестиции, которые невозможно возместить при прекращении хозяйственной деятельности;

издержки получения доступа к необходимым ресурсам и правам интеллектуальной собственности, издержки на рекламу, на получение информации;

транспортные ограничения;

отсутствие доступа потенциальных участников товарного рынка к необходимым ресурсам, предложение которых ограничено и которые распределены между хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на товарном рынке;

наличие экономически оправданного минимального объема производства, что обусловливает для хозяйствующих субъектов более высокие затраты на единицу продукции до момента достижения такого объема производства (эффект масштаба производства);

преимущества хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на товарном рынке, перед потенциальными участниками товарного рынка, в частности по затратам на единицу продукции и по спросу на товар, по наличию долгосрочных договоров с покупателями;

б) административные ограничения, вводимые органами государственной власти государств-членов, органами местного самоуправления и организациями, в том числе:

условия лицензирования отдельных видов деятельности;

квотирование производства или импорта (экспорта) товаров, применение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер;

требования обязательного удовлетворения определенного спроса, поддержания мобилизационных мощностей, сохранения рабочих мест и социальной инфраструктуры;

предоставление льгот отдельным хозяйствующим субъектам;

препятствия в отведении земельных участков, предоставлении производственных и иных помещений;

условия конкурсного отбора поставщиков товара для государственных и муниципальных нужд;

экологические ограничения, в том числе запрет на строительство производственных мощностей и объектов транспортной инфраструктуры;

технические регламенты, стандарты, иные акты, предусматривающие требования к качеству товара и (или) безопасности товара;

в) стратегия поведения хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на товарном рынке, направленная на создание барьеров для входа на товарный рынок, в том числе:

инвестирование в избыточные производственные мощности, позволяющие увеличить выпуск товара для целей ограничения потенциальных участников товарного рынка;

увеличение для покупателя издержек, связанных со сменой продавца, в том числе в результате предоставления скидок постоянным покупателям или выпуска взаимодополняющих товаров, не являющихся потенциально взаимозаменяемыми товарами по отношению к товарам других хозяйствующих субъектов;

проведение интенсивных рекламных кампаний;

г) наличие на товарном рынке хозяйствующих субъектов, деятельность которых охватывает ряд последовательных стадий процесса производства и (или) обращения товара (далее - вертикально интегрированные хозяйствующие субъекты), в том числе:

создание преимуществ для участников вертикально интегрированных хозяйствующих субъектов по сравнению с другими потенциальными участниками товарного рынка;