4.1 Сохранение природы и улучшение окружающей среды являются приоритетными направлениями деятельности государства и общества, закрепленными в Конституции Российской Федерации [1].
Одним из основных направлений служит государственный мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды, организацию и осуществление которого обеспечивает Росгидромет с участием других уполномоченных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации [7].
Мониторинг окружающей среды представляет собой долгосрочные наблюдения за состоянием окружающей среды, ее загрязнением и происходящими в ней природными явлениями с последующей оценкой и прогнозом состояния окружающей среды, ее загрязнения.
Мониторингу окружающей среды подлежат все компоненты природной среды: земля, недра, почвы, воды, растительный и животный мир, атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы, ионосфера и околоземное космическое пространство.
Государственный мониторинг осуществляется на основе ГСН, включающей в себя ГНС, формирование и функционирование которой обеспечивается Росгидрометом, а также территориальные системы наблюдений за состоянием окружающей среды, формирование и обеспечение функционирования которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке. При формировании ГСН учитываются локальные системы наблюдений согласно положению [7].
4.2 Мониторинг ПВС является составной частью государственного мониторинга и представляет собой систему наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц. Мониторинг ПВС проводится в соответствии с положением [12] и Водным кодексом Российской Федерации [4].
4.3 Наблюдения за состоянием и загрязнением ПВС проводятся организациями ряда министерств и ведомств. Среди них особое место занимает Росгидромет, имеющий обширную и хорошо апробированную сеть пунктов наблюдений.
4.4 Основными задачами наблюдений за состоянием и загрязнением ПВС, решаемыми ГНС, являются:
а) проведение регулярных наблюдений за состоянием и загрязнением ПВС; оценка и прогнозирование происходящих в воде изменений;
б) единство нормативно-методического обеспечения получения, сбора, обработки, хранения, передачи данных, создания и ведения банков данных о состоянии ПВС, их загрязнении и распространения полученной в результате наблюдений информации;
в) обеспечение предоставления федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, а также юридическим и физическим лицам текущей, экстренной или прогностической информации о состоянии ПВС в порядке, установленном в соответствии с федеральным законом [13];
г) представление в ЕГФД необходимой информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении в соответствии с документами [14]-[16].
4.5 Наблюдения за состоянием и загрязнением ПВС и донных отложений по гидрохимическим (физическим и химическим), гидрологическим, гидробиологическим и токсикологическим показателям осуществляют организации наблюдательной сети Росгидромета, являющейся составной частью ГНС.
4.5.1 Формирование ГНС и обеспечение ее функционирования являются одними из основных направлений государственного регулирования деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях и осуществляются Росгидрометом в соответствии с РД 52.04.567 через территориальные органы и НИУ.
4.5.2 Формирование наблюдательной сети проводится на основе принципов, разработанных головными НИУ и утвержденных Росгидрометом, с учетом сложившихся экономических и социальных условий, при соблюдении требований федерального закона [17].
4.5.3 Непосредственное руководство работой наблюдательной сети осуществляют УГМС, ЦМС и ЦГМС в соответствии со своими уставами и они же отвечают за:
а) организацию работы;
б) надежное функционирование наблюдательных подразделений;
в) полноту, достоверность, качество наблюдений и получаемой информации о состоянии окружающей среды и ее загрязнении.
Общий надзор за работой организаций наблюдательной сети осуществляют Департаменты Росгидромета по ФО и УГМС в соответствии с РД 52.04.567.
4.5.4 Научно-методическое руководство работами по наблюдениям за состоянием и загрязнением ПВС по гидрохимическим и токсикологическим показателям осуществляет ГХИ, по гидробиологическим - ИГКЭ, по гидрологическим - ГГИ.
4.6 Деятельность ГНС по проведению режимных наблюдений регламентируют настоящий руководящий документ, РД 52.04.567 и ГОСТ 17.1.3.07.
4.7 Формирование ГНС осуществляется на основе принципов, разработанных головными НИУ и утвержденных Росгидрометом, а также с учетом сложившихся экономических и социальных условий.
При построении ГНС учитывают минимизацию материальных и финансовых затрат, а также эффективность использования информации.
4.8 ГНС подразделяется в соответствии с РД 52.04.567 на основную и дополнительную.
Основная наблюдательная сеть представляет собой минимально необходимую с точки зрения научной, хозяйственной и экономической целесообразности сеть, предназначенную для изучения режима и состояния ПВС, их загрязнения по стране в целом или по крупным ее регионам.
Дополнительная наблюдательная сеть предназначена для решения локальных задач по изучению состояния ПВС, их загрязнения в особых физико-географических и климатических районах.
4.9 Наблюдательная сеть базируется на наземных пунктах наблюдений. Возможно использование дистанционных средств контроля (в особенности для проведения оперативных наблюдений), однако пока они не нашли широкого применения.