Действующий

О внесении изменения в государственную программу Пермского края «Культура Пермского края», утвержденную постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2013 г. N 1317-п



I. Характеристика текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития Пермского края, основные показатели и анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации Подпрограммы


В связи со стремительным старением населения и неблагоприятными демографическими тенденциями сегодняшние 10-25-летние жители нашего региона станут основным трудовым ресурсом Пермского края, а их трудовая деятельность источником средств для социального обеспечения детей, инвалидов и старшего поколения. От позиции молодежи в общественно-политической жизни, ее уверенности в завтрашнем дне и активности будет зависеть темп продвижения региона и России по пути демократических преобразований. Перед государством ставится важнейшая задача - подготовить молодых людей к противостоянию политическим манипуляциям  и экстремистским призывам. По результатам статистического  и социологического исследования, проведенного по заказу Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края, на конец 2013 года в Пермском крае проживало около 570 000 человек  в возрасте от 14 до 30 лет, что составляет 22 % от общей численности населения региона. Традиционно самые высокие показатели количества молодежи наблюдаются в г. Перми, а также в ряде городских округов (Березники, Соликамск, Кунгур) и муниципальных районах (Чусовском, Чайковском, Пермском, Лысьвенском, Добрянском, Краснокамском). Однако нужно отметить, что ежегодно наблюдается снижение численности молодежи, в целом, с 2010 года численность молодежи в регионе сократилась на 85 000 человек.

В разрезе демографических показателей с 2007 года ежегодно наблюдается рост числа браков среди молодежи Прикамья. Достигнув своего максимума в 2011 году (более 17 000 браков), в последующие два года данный показатель уменьшился и держится примерно на одном уровне - около  14 600 браков в год. Рассматривая данный показатель, необходимо отметить,  что в 2013 году количество разводов «молодежных» семей составило 3 852 ед. В пересчете данного показателя на 1 000 человек населения наиболее высокий уровень разводов наблюдается в Бардымском (11,9), Гремячинском (11,9), Еловском (17,6), Кизеловском (11,3), Очерском (11,4) муниципальных районах. Наиболее благоприятная ситуация в данной сфере наблюдается в Коми-Пермяцком округе (6,6).

В 2013 году отмечено снижение числа молодежи в возрасте от 14  до 30 лет, состоящей на учете с диагнозом «наркомания» по сравнению  с 2012 годом (5560 и 5921 соответственно). Наибольший удельный вес молодых людей с диагнозом «наркомания» зарегистрирован в Краснокамском, Чайковском муниципальных районах и г. Кудымкаре. Наблюдается заметное снижение суицидов, совершенных молодежью (2013 г. - 213, 2012 г. -  268, 2010 г. - 349). По числу ВИЧ-инфицированных молодых людей в возрасте  19-29 лет самый высокий удельный показатель имеет Соликамский район, также высокий показатель у г. Березники, г. Перми и Краснокамского района.

Наблюдается заметное снижение суицидов, совершенных молодежью (2013 г. - 213, 2012 г. - 268, 2010 г. - 349). По числу ВИЧ-инфицированных молодых людей в возрасте 19-29 лет самый высокий удельный показатель имеет Соликамский район, также высокий показатель у г. Березники, г. Перми и Краснокамского района. В целом пристрастие молодежи к вредным привычкам (курение, алкоголь) не может не сказаться на общем уровне здоровья молодого поколения, так, по данным военного комиссариата Пермского края процент призывников имеющих группы здоровья, позволяющие проходить срочную службу в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации («А» и «Б»), в 2013 г. составлял 63 %.

При анализе показателей безработицы в молодежной среде выявлено,  что максимальный суммарный общий показатель безработицы отмечался  в «посткризисный» 2009 год, когда вырос примерно в 1,5 раза по сравнению  с 2008 годом. В последующие годы наблюдается его снижение. Высокие показатели безработицы наблюдается в Красновишерском муниципальном районе, а также в ряде районов Коми-Пермяцкого округа. Самые низкие показатели молодежной безработицы сохраняются в г. Пермь, г. Березники  и Пермском муниципальном районе.

При рассмотрении внутренних миграционных процессы выявлено,  что наиболее привлекательными для переезда молодежи являются г. Пермь, г. Кунгур, Краснокамский и Пермский муниципальные районы. Наибольший отток молодежи отмечается в Уинском муниципальном районе и районах Коми-Пермяцкого округа.

С учетом важности формирования патриотических установок  в молодежной среде одним из индикаторов состояния патриотического воспитания рассматривался такой показатель, как количество молодежи, уклоняющейся от прохождения срочной службы. Наблюдается тенденция снижения данного показателя. Так, в 2013 г. число «уклонистов» составило  8 131 человек, (для сравнения: в 2012 г. - 9 643человек) Наибольшее число «уклонистов» проживают в г. Перми - 6 756 человек (по данным за в 2013 г.).  В этом ключе создание в 2013 г. государственного автономного учреждения «Центр военно-патриотического воспитания и подготовки граждан (молодежи) к военной службе» направлено на создание условий для формирование патриотических установок в молодежной среде, опираясь на традиции  и культуру России и Пермского края в частности.

Принимая во внимание результаты социологических исследований, проведенных на трех территориях - г. Пермь, г. Чайковский и г. Соликамск  по трем основным аспектам состояния молодежи: миграционные установки, этническая толерантность и оценка межнациональной напряженности, отношение молодежи к социальному служению (добровольческой деятельности), можно сделать вывод, что подавляющее большинство молодежи не рассматривает возможность переезда в другую местность.

Показатель этнической толерантности молодежи Пермского края соответствует общероссийским значениям: примерно половина опрошенных  не испытывают неприязни к представителям других этносов. Однако уровень неприятия отдельных национальностей (народов Северного Кавказа, Закавказья, Средней Азии) в Прикамье выше, чем в других регионах страны.

Среди молодежи Пермского края существует довольно высокий уровень тревожности относительно возможности возникновения в городе проживания конфликтов на почве межнациональных отношений. Хотя большинство молодежи не склонно разделять националистические идеи, потенциал поддержки активных действий в защиту интересов коренных национальностей является высоким, что создает угрозу массовой вовлеченности  в межнациональные конфликты.

Рассматривая такой важный аспект социализации молодежи,  как ее вовлеченность в социальные процессы, необходимо принимать  во внимание добровольческие практики. В добровольчестве проявляется гражданская позиция молодых людей, реализуются феномены «помогающего поведения» и солидарности. Основные факторы, мотивирующие молодежь  к участию в добровольчестве: общественно-значимые (мировоззренческие), мотивы расширения социальных контактов, мотивы профессионального  и личностного роста. В результате исследования выявлен комплекс барьеров, ограничивающих развитие добровольческих инициатив: институциональные (собственно организационные в том числе), социально-психологические, личностные проблемы и проблема взаимодействия с властью. Требуется институционализация отношений, в частности принятие закона  о добровольчестве, в котором будут предложены механизмы вовлечения молодежи в добровольческое движение. Участники добровольческого движения ощущают потребность в партнерских отношениях с властью,  и нуждаются в создании психологической службы для снятия эмоционального напряжения.

При анализе представленных данных можно выявить ряд основных проблем в сфере молодежной политики в Пермском крае:

система патриотического воспитания в Пермском крае находится  на стадии формирования;

недостаточный уровень развития добровольческого движения  в Пермском крае;

низкий уровень экономической активности молодежи и недостаточный уровень вовлеченности молодежи в экономические процессы Пермского края;

недостаточно высокий уровень вовлечения молодежи в общественно-политическую жизнь Пермского края;

недостаточная поддержка молодежных инициатив;

отсутствие системы поддержки молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

отсутствие объективных и научно-обоснованных данных и методик оценки эффективности государственной молодежной политики в Пермском крае.