В целях расширения объемов и повышения качества подготовки специалистов по программам среднего, высшего и дополнительного профессионального образования необходимо проводить мероприятия по развитию комплекса учебных учреждений, разработке новых образовательных программ, повышению качества имеющихся образовательных программ, обновлению материально-исследовательской базы, созданию единого информационного пространства.
Перечисленные меры выполняются в кооперации организаций - участников Кластера с представителями органов государственной власти и местного самоуправления по следующим направлениям:
воспитание инновационной культуры и мышления посредством реализации научно-образовательных программ;
повышение инновационной подготовки школьников и студентов посредством их привлечения к исследованиям научно-технологических центров;
создание специализированного банка информации по профилю научных школ и направлений инновационной деятельности;
подготовка научных кадров в сфере инновационной деятельности;
проведение регулярных научных семинаров и тренингов;
мониторинг и анализ процесса трансфера инновационных разработок;
привлечение специалистов к участию в международных форумах и семинарах.
Практика создания инженерных школ, инновационных и технико-внедренческих центров при учебных заведениях уже существует в Пермском крае (проект "уникальные школы", "НИЦ инноваций" ПНИПУ, "НОЦ" ПНИПУ).
В рамках реализации ведомственной целевой программы "Развитие системы образования города Перми" школьникам предоставлена возможность получать уникальные компетенции: образовательные услуги инженерно-технической направленности (МАОУ "СОШ N 16"), дизайнерской направленности (МАОУ "СОШ N 43"), по направлению "информационно-коммуникационные технологии" (МАОУ "СОШ N 10"), а также культурно-эстетической направленности для детей-спортсменов (МАОУ "СОШ N 32"). В результате реализации целевой программы:
в МАОУ "СОШ N 16" открыты семь классов инженерно-технической направленности с численностью обучающихся 200 человек;
в МАОУ "СОШ N 43" открыты три класса дизайнерской направленности с численностью обучающихся 90 человек. Созданы и оборудованы школьная типография и фотостудия;
в МАОУ "СОШ N 10" по направлению "информационно-коммуникационные технологии" открыты три класса численностью 90 человек. Создан и оснащен учебным оборудованием школьный технопарк;
в МАОУ "СОШ N 32" открыты 10 классов с реализацией услуги дополнительного образования по подготовке спортивного резерва и услуги дополнительного образования культурно-эстетической направленности детей-спортсменов с численностью обучающихся 210 человек.
На базе школы МАОУ "СОШ N 129" создана уникальная школа инженерно-технологической направленности, или "Техно-школа". В учебном заведении внедрена инновационная образовательная программа, которая повысит интерес школьников к инженерным и техническим специальностям и поможет вырастить будущих специалистов для организаций - участников Кластера.
В целях реализации проекта "Техно-школа" в 2013 году разработан проект создания центра профессиональных проб и практик на базе "Техно-школы". В рамках создания центра с привлечением средств организаций - участников Кластера были отремонтированы и открыты современные слесарные мастерские и мастерские домашнего хозяйства. Общая сумма вложений на организацию мастерских в 2013 г. составила 4 млн. руб.
В 2013 году на базе центра профессиональных проб и практик с участием наставников (специалистов) промышленных организаций - участников Кластера проводились занятия по техническому воспитанию учеников школ города, запущены курсы по направлению "Техно-модуль", организовано дополнительное образование по физико-математическим дисциплинам на площадках ПНИПУ и Пермского авиатехникума. Школа стала выступать сетевым интегратором среди уникальных школ города и края по развитию профессионального технического образования.
На 2014 год запланировано продолжение развития центра профессиональных проб и практик (лаборатория измерений и контроля, мастерская робототехники, лаборатория машиностроения). На организацию технических мастерских на базе школы и приобретение оборудования планируется дополнительно привлечь 18,3 млн. руб.
С целью формирования единой системы, позволяющей выстроить образовательный процесс на всех стадиях обучения начиная с этапа самоопределения ребенка до формирования современных высококвалифицированных производственных кадров, создан Многофункциональный образовательный центр. В рамках деятельности образовательного центра реализуются программы дополнительного технического образования, дуального обучения, управления талантами и реализации концепции performance management, позволяющей управлять эффективностью предприятия.
Образовательный центр ориентирован на выполнение заказов организаций - участников Кластера. В перспективе центр станет базовым отраслевым образовательным учреждением, направленным на подготовку высококвалифицированных кадров для отечественной ракетно-космической отрасли. Для реализации проекта в 2014 году планируется привлечение денежных средств в размере 17,5 млн. руб.
Организации - участники Кластера ежегодно принимают участие в Пермском инженерно-промышленном форуме" (далее - Форум). Целью Форума является обсуждение региональных практик и поиск решений по эффективному переходу регионов к новой индустриализации. В программу Форума включены вопросы подготовки квалифицированных инженерных кадров для промышленности и создания условий для взаимодействия хозяйствующих субъектов, органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций в совместной реализации промышленной политики.
(абзац введен Постановлением Правительства Пермского края от 31.07.2015 N 493-п)
При реализации мер по развитию системы подготовки и повышения квалификации научных, инженерно-технических и управленческих кадров ожидаются следующие результаты:
создание условий для личной самореализации специалистов;
увеличение процента молодых специалистов за счет плана индивидуальной поддержки одаренных детей;
реализация проекта "Новых школ" с выборочной системой обучения для развития талантов способных детей;
снижение оттока молодых специалистов за счет улучшения социальных условий и создания условий, привлекательных для использования их научного потенциала на месте;