Действующий

О внесении изменений в государственную программу Пермского края «Региональная политика и развитие территорий», утвержденную постановлением Правительства Пермского края от 1 октября 2013 г. N 1305-п


I. Характеристика текущего состояния сферы реализации подпрограммы государственной программы, формулировка основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития

Территория Пермского края в силу его территориального устройства насчитывает значительное количество труднодоступных и отдаленных населенных пунктов. В настоящее время их количество составляет 96 (в 44 городских и сельских поселениях), из них:

48 населенных пунктов с численностью населения менее 10 человек;

30 населенных пунктов с численностью населения от 10 до 50 человек;

10 населенных пунктов с численностью населения от 50 до 100 человек;

8 населенных пунктов с численностью населения более 100 человек.

Отдаленный и труднодоступный населенный пункт - населенный пункт, расположенный за пределами пешеходной доступности до административного центра муниципального образования (поселения) и обратно в течение рабочего дня, не имеющий регулярного транспортного сообщения, который в силу погодно-климатических условий, техногенных обстоятельств и отсутствия элементов инфраструктуры (отсутствие автомобильной дороги в твердом исполнении, железнодорожного сообщения, мостового сооружения и др.) оказывается исключенным на длительные периоды (30 и более дней в году) от транспортных путей, или требующий по этим причинам организации сложных транспортных схем больших дополнительных финансовых и материальных затрат.

Из вышеперечисленных населенных пунктов в 34 отсутствует круглогодичная транспортная доступность. Кроме того, в 79 населенных пунктах отсутствуют пункты оказания медицинской помощи, а в 31 населенных пунктах полностью отсутствуют объекты социально-экономической инфраструктуры.

Кроме того, существует еще одна проблема, касающаяся труднодоступных и отдаленных населенных пунктов - поселки учреждений с особой формой хозяйственной деятельности Чердынского муниципального района.

Процесс ликвидации и передислокации федеральных учреждений по исполнению наказаний в виде лишения свободы Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю повлек возникновение комплекса рисков социально-экономического характера в поселках, в которых исправительные учреждения являлись основным гарантом предоставления услуг населению. К таким населенным пунктам относятся поселки Пильва, Петрецово, Бубыл, Чепец Чердынского муниципального района.

Частично проблема переселения из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности уголовно-исполнительной системы решается в рамках действия федеральных программ. Такие категории граждан как военнослужащие и работающие (работавшие) в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в соответствии с трудовыми договорами имеют право на получение социальной выплаты в рамках реализации мероприятий подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы (далее - ФЦП «Жилище»).

Однако существует категория граждан, не имеющая отношение к учреждениям уголовно-исполнительной системы, которая права на получение социальной выплаты в рамках вышеуказанной программы не имеет. Переселение данной категории граждан планируется осуществить в рамках данной подпрограммы.

Острота проблемы проживания граждан в труднодоступных и отдаленных населенных пунктах определяется ухудшением социально-экономической обстановки, вызванной полным или частичным отсутствием производства, прогрессирующей безработицей, снижением жизненного уровня граждан, отсутствием постоянного транспортного сообщения.

Мероприятия подпрограммы предусматривают строительство (приобретение) жилых помещений с последующим предоставлением их переселяемым гражданам.

На основании результатов проведенного мониторинга выбрано 82 населенных пункта, 18 поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности уголовно-исполнительной системы, которые могут быть отнесены к труднодоступным, отдалённым и бесперспективным населенным пунктам Пермского края. К таковым отнесены населенные пункты Чердынского района, в которых ликвидированы учреждения уголовно-исполнительной системы, населенные пункты муниципальных образований бывшего Кизеловского угольного бассейна, Коми-Пермяцкого округа и других районов, где отсутствуют круглогодичное транспортное сообщение, социальная инфраструктура и экономика, а также учтена их численность и расстояни до административного центра.

В данных населенных пунктах в связи с их отдаленностью и труднодоступностью затруднено решение ряда вопросов местного значения, а именно:

создание условий для предоставления транспортных услуг населению;

организация предоставления образования;

создание условий для оказания медицинской помощи (Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Как следствие, в труднодоступных и отдаленных населенных пунктах, в том числе поселках учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности уголовно-исполнительной системы, нарушаются конституционные права граждан, такие как:

право свободного передвижения (статья 27 Конституции Российской Федерации);

право на охрану здоровья и медицинскую помощь (статья 41 Конституции Российской Федерации);

право на образование (статьи 43, 44 Конституции Российской Федерации).

На решение вопросов местного значения в указанных населенных пунктах таких как: содержание жилищного фонда, электро-, тепло-, газо- и водоснабжение, благоустройство и освещение, осуществление мероприятий по обращению с отходами из бюджетов муниципальных образований требуется выделение значительного объема средств.

Дорожная деятельность является сложной для осуществления как с финансовой, так и с организационной стороны. Такая ситуация связана со спецификой отдаленных и труднодоступных местностей, характеризующейся слабым развитием дорожной сети, высокими затратами на строительство новых дорог, а также сложными погодными условиями, отрицательно влияющими на сохранность дорог уже существующих. По той же причине затруднено и привлечение инвестиционных капиталов в дорожное строительство, что обуславливает отсутствие перспектив социально-экономического развития данных населенных пунктов.

Необходимость использования программно-целевого метода для решения указанных проблем обусловлена следующими факторами:

проблемы не могут быть решены в пределах одного финансового года, их решение требует значительных бюджетных расходов в течение 5 лет;

проблемы носят комплексный характер, их решение окажет существенное положительное влияние на социальное благополучие общества, на общее экономическое развитие края, включая рост строительного рынка, учитывающего ресурсный, инфраструктурный, культурный и человеческий потенциал территории Пермского края.

Применение программно-целевого метода позволит обеспечить комплексный и системный подход к решению проблемы в части: