III. Основные цели, принципы и задачи Программы, целевые показатели, контрольные точки Программы, структура Программы
3.1. Целью Программы является комплексное и эффективное развитие региональной системы образования, обеспечивающее повышение доступности и качества образования, посредством создания условий для индивидуализации образования и использования инновационных механизмов воспитания и социализации личности, как важного фактора устойчивого социально-экономического и социокультурного развития региона в интересах человека, общества, государства.
3.2. Программа развития образования опирается на следующие принципы:
реализация мероприятий программы обеспечивает рост качества предоставляемых в Пермском крае образовательных услуг в соответствии с современными достижениями в науке, на уровне новых российских и общемировых стандартов;
реализация мероприятий Программы обеспечивает повышение доступности получения образования вне зависимости от места проживания, уровня достатка и состояния здоровья обучающихся;
Программа предусматривает разработку механизмов и инструментов, позволяющих определять эффективность системы образования;
мероприятия Программы обеспечивают дополнительные механизмы поддержки отдельных категорий лиц, включая развитие их социальной интеграции и кооперации, чем фиксируется принцип социальной ответственности;
мероприятия Программы обеспечивают реализацию принципов непрерывности образования (образование в течение всей жизни) и преемственности образовательных программ всех уровней, реализуемых на территории Пермского края;
Программа создана в соответствии с принципом открытости, чем определяется участие общественных структур, экспертного и профессионального сообщества в разработке и реализации Программы.
3.3. Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
3.3.1. создать условия для развития и воспитания детей дошкольного возраста (создать дополнительные места в дошкольных образовательных учреждениях (организациях); привести детские сады в нормативное состояние; создать мотивацию для родителей на получение дошкольного образования детей через вариативные формы; содействовать развитию государственно-частного партнерства; развивать электронные услуги в сфере дошкольного образования (дошкольный портал, электронная очередь); создать систему оценки качества дошкольного образования на основе показателей эффективности деятельности дошкольных образовательных учреждений (организаций);
3.3.2. обеспечить повышение доступности общего образования (осуществлять поддержку малокомплектных сельских школ; обеспечить реализацию проекта по созданию «Учительских домов» в сельских территориях; привести образовательные учреждения (организации) в нормативное состояние; развивать вариативные формы получения образования; повысить доступность образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, развивать инклюзивное образование);
3.3.3. обеспечить повышение качества общего образования (внедрить федеральные государственные образовательные стандарты на всех ступенях общего образования; развивать модели и механизмы индивидуализации образования; создать систему выявления и поддержки одаренных детей на всех уровнях образования; развить систему оценки качества образования, обеспечить общественное участие в контроле качества образования; развивать электронные услуги в образовании);
3.3.4. обеспечить повышение воспитательной эффективности образовательного процесса, развитие дополнительного образования детей (максимально использовать потенциал национального образования; расширить спектр программ дополнительного образования, включая программы патриотической направленности; обеспечить продуктивное социальное взаимодействие образовательных учреждений (организаций) и общественных объединений по вовлечению молодежи в социально значимые проекты, волонтерскую деятельность, обеспечивающей снижение показателей асоциального поведения среди детей и подростков; содействовать формированию у детей и подростков ценности здорового образа жизни);
3.3.5. обеспечить повышение доступности и качества программ начального и среднего профессионального образования (формировать заказ на подготовку рабочих и специалистов в системе образовательных учреждений (организаций), реализующих программы начального и среднего профессионального образования, в соответствии с потребностями рынка труда; создать и организовать работу многофункциональных центров прикладных квалификаций; создать систему выявления и поддержки одаренной молодежи в образовательных учреждениях (организациях) среднего профессионального образования посредством организации олимпиад и конкурсов профессионального мастерства и получения обучающимися дополнительных стипендий Правительства Российской Федерации);
3.3.6. обеспечить повышение качества высшего образования (создать условия для концентрации талантливых студентов в пермских вузах; обеспечить развитие коммуникативной иноязычной компетентности школьников, студентов и ученых Пермского края; содействовать развитию науки и научных школ в вузах Пермского края, конкурентоспособных в международной научной среде; создать инструменты развития вузовской и межвузовской инфраструктуры; обеспечить высокое качество подготовки кадров по приоритетным направлениям развития экономики Пермского края (в том числе в рамках реализации программ развития национальных исследовательских университетов, стратегии развития гуманитарного вуза);
3.3.7. создать условия для развития кадрового потенциала отрасли образования (создать мотивационные механизмы привлечения в отрасль молодых специалистов; обеспечить развитие профессиональных компетентностей педагогических работников (организация курсов повышения квалификации, участие в конференциях, форумах, конкурсах профессионального педагогического мастерства); внедрить механизмы эффективного контракта с педагогическими работниками руководителями образовательных учреждений (организаций); повысить уровень заработной платы работников отрасли в соответствии с целевыми показателями; обеспечить реализацию проекта «Мобильный учитель»; предоставлять первичную финансовую поддержку молодым учителям для приобретения (строительства) отдельного благоустроенного жилья применительно к условиям населенного пункта);
3.3.8. обеспечить совершенствование системы управления отраслью образования, повысить эффективность деятельности ее институтов (расширить спектр электронных услуг в системе образования; обеспечить функционирование системы оценки качества образования до уровня образовательного учреждения (организации), включая организацию индивидуального учета и хранения результатов освоения обучающимися образовательных программ; обеспечить реализацию всех форм государственно-общественного участия в управлении образованием; создать условия для развития негосударственных услуг в сфере образования).
3.4. При разработке Программы учитывались следующие приоритеты развития системы образования:
3.4.1. эффективная социализация в условиях рыночной экономики через формирование ценностей: ответственности за собственное благосостояние и за состояние общества через освоение молодым поколением основных социальных навыков, практических умений в области экономики и социальных отношений;
3.4.2. противодействие негативным социальным процессам, таким как распространение алкоголизма, наркомании и криминогенности в молодежной среде; вытеснение асоциального поведения, борьба с беспризорностью;
3.4.3. обеспечение социальной мобильности в обществе через поддержку наиболее талантливых и активных молодых людей, независимо от их социального происхождения, через освоение молодым поколением возможностей быстрой смены социальных и экономических ролей, в том числе через развитие специального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
3.4.4. поддержка вхождения нового поколения в глобализированный мир, в открытое информационное сообщество. Для этого в содержании образовании должна занять центральное место предметность, влияющая на развитие коммуникативных компетентностей обучающихся: информатика, иностранные языки, межкультурное обучение;
3.4.5. образование, как самостоятельно определяемая деятельность, реализует ресурс свободы выбора для каждого человека, получающего образование, инвестирующего в себя. Социальный заказ на образование не должен быть только и по преимуществу заказом со стороны государства, а представлять и сумму частных интересов семей и предприятий;
3.4.6. инвестиции в повышение качества человеческого капитала являются условием развития всех секторов российской экономики. На потребности экономики, которые заявят о себе через 5-15 лет, система образования должна реагировать уже сейчас;
3.4.7. выполнение миссии образования как одного из институтов социализации и одновременно института получения профессиональных компетенций.
3.5. Эффективность реализации Программы будет оцениваться с помощью системы целевых показателей и контрольных точек, приведенных в приложениях 1, 2 Программы.