Действующий

Об утверждении государственной программы Пермского края "Региональная политика и развитие территорий" (с изменениями на 13 ноября 2024 года)



1.1. Оценка текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития Пермского края


Региональная политика в области развития местного самоуправления основывается на положениях Конституции Российской Федерации, федерального законодательства, законодательства Пермского края, а также иных нормативных правовых актах в области местного самоуправления.


Устойчивое социально-экономическое развитие Пермского края возможно только на основе консолидации усилий органов государственной власти и органов местного самоуправления, общественных организаций и непосредственно жителей Пермского края.


На протяжении последних лет принимаются активные меры по повышению эффективности проводимой государством политики в отношении местного самоуправления, в том числе посредством совершенствования территориальной организации местного самоуправления, оптимизации разграничения полномочий, материальных и финансовых ресурсов между различными уровнями публичной власти.


В 2022 году в Пермском крае завершен переход от двухуровневой ("район с поселениями") к новой одноуровневой модели организации местного самоуправления. С 2017 года в результате преобразований количество муниципалитетов уменьшилось более чем в 7 раз: с 337 до 43 (22 городских округа и 21 муниципальный округ).


При этом органы местного самоуправления по-прежнему тесно взаимодействуют с населением: в "бывших" поселениях действуют территориальные органы местной администрации и работают выездные специалисты. Связующим звеном между органами местного самоуправления и населением выступают сельские старосты, которых в Пермском крае с каждым годом становится все больше.


При новой модели отсутствуют дробление на поселения, параллельные бюджеты и дублирующие органы местного самоуправления. В связи с тем, что все финансовые и кадровые ресурсы сосредоточены в одном месте, проще принимать управленческие решения, привлекать средства федерального и краевого бюджетов на реализацию крупных проектов.


В ходе преобразования муниципалитетов сократились расходы на содержание аппарата управления. Эти средства остались в территориях и направляются не на содержание управленческого аппарата, а на реализацию мероприятий. Все преобразованные территории получили дополнительную поддержку из краевого бюджета. Субсидии предоставляются ежегодно в течение трех лет начиная с года, на который впервые сформирован единый бюджет преобразованного муниципального образования. Большая часть этих средств (55%) направлена в сельские территории - "бывшие" поселения, где ранее финансирование осуществлялось по остаточному принципу. Данная финансовая поддержка позволила реализовать органам местного самоуправления проекты по благоустройству территорий, капитальному ремонту объектов коммунальной и социальной инфраструктуры. Новая одноуровневая модель является мобильной и слаженной, поэтому более эффективно работает в современных условиях.


В настоящее время одним из ключевых направлений реализации региональной политики является комплексное развитие территорий Пермского края. В рамках стратегического планирования и целеполагания в 2022 году в каждом муниципальном образовании Пермского края утверждены комплексные планы развития территорий до 2030 года. По итогам анализа комплексных планов развития территорий разработана программа "Комфортный край", в которой выделены приоритетные направления развития муниципальных образований и предусмотрены дополнительные меры поддержки из бюджета региона.


Развитие муниципальных образований Пермского края осуществляется с опорой на мнение и интересы жителей. Данный подход требует организации эффективного взаимодействия региональных органов власти и органов местного самоуправления с местными сообществами: инициативными группами граждан, органами территориального общественного самоуправления, сельскими старостами.


Одним из инструментов выстраивания такого взаимодействия в Пермском крае является поддержка местных инициатив.


Механизмы софинансирования проектов инициативного бюджетирования и мероприятий с участием средств самообложения граждан позволяют учесть мнение жителей по приоритетным вопросам развития территории их проживания, стимулируют инициативу общественности и на практике позволяют жителям убедиться в том, что органы власти готовы к конструктивному сотрудничеству, выстраиванию доверительного диалога между властью и обществом.


Реализация проектов инициативного бюджетирования осуществляется в Пермском крае с 2017 года. Практика реализации данного механизма предполагает непосредственное участие жителей в определении приоритетных проблем местного значения и распределении части бюджетных средств, а также осуществление общественного контроля за реализацией проектов. Мероприятия с участием средств самообложения граждан реализуются в Пермском крае с 2011 года. Отмечается, что в Пермском крае самообложение граждан вводится преимущественно по итогам сходов граждан. На сходах граждан жителями принимаются решения по введению самообложения для реализации мероприятий по улучшению качества жизни на территории.


Использование данных механизмов предоставляет возможность гражданам участвовать в социально-экономическом развитии территорий, благоустраивать свои населенные пункты, а также способствует развитию гражданской активности, повышению финансовой грамотности.


Немаловажным является оказание внимания и поддержки институтам общественного самоуправления: органам территориального общественного самоуправления и сельским старостам, которые обеспечивают органам местного самоуправления постоянное получение "обратной связи" от жителей, позволяют оперативно информировать органы местного самоуправления и жителей о проблемах и их решении, а также направлены на выявление местных инициатив и формирование общественного мнения.