Обеспечение высокого уровня жилищно-коммунального обслуживания граждан - один из приоритетов государственной политики в Российской Федерации, Псковской области и Бежаницком районе.
Слабая заселенность территории и значительная разбросанность поселений района сочетаются с низкой плотностью населения в поселениях. Низкая плотность населения определяет повышенную протяженность сетей в расчете на жителя, что сказывается на удорожании обслуживания сетей и транспортировки воды, тепла до потребителя и, как следствие, на росте себестоимости и тарифов.
Существенные различия экономического развития поселений определяют дифференциацию качества жилищ и коммунального обслуживания. В поселениях крайне низок финансовый потенциал при объективно более высоких потребностях для обеспечения минимальных стандартов качества услуг. Инвестиционных возможностей, вновь формируемых по поселенческому принципу муниципальных образований явно недостаточно даже для простого воспроизводства их инфраструктуры.
Отрасль ЖКХ района охватывает деятельность в сфере проведения капитального и текущего ремонта зданий, обеспечения и улучшения теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, электро- и газоснабжения, ремонта инженерных коммуникаций.
Подпрограмма разработана в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Уставом муниципального образования "Бежаницкий район" Псковской области.
Подпрограмма определяет основные направления развития коммунальной инфраструктуры в целях обеспечения потребителей качественными и надежными коммунальными услугами. Основу документа составляет система программных мероприятий по различным направлениям развития коммунальной инфраструктуры. Подпрограммой определены ресурсное обеспечение и механизмы реализации основных ее направлений. Данная подпрограмма ориентирована на устойчивое развитие района и в полной мере соответствует государственной политике реформирования жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации.
В результате хронического недофинансирования современное состояние объектов коммунальной инфраструктуры района характеризуется высокой степенью износа основного и вспомогательного оборудования (для большинства объектов процент износа составляет от 50% до 65%). При этом от 55% до 65% инженерных коммуникаций района отслужили нормативный срок.
Следствием высокой степени износа оборудования являются сверхнормативные потери в сетях, низкий коэффициент полезного действия энергооборудования, повышенная аварийность.
Основная причина недостаточного финансирования ремонтных работ и модернизации оборудования состоит в том, что тарифы на коммунальные ресурсы являются экономически обоснованными отчасти формально. Амортизационные отчисления занижены из-за отсутствия реальной оценки имущества, в тарифах не в полном объеме учитываются затраты на эксплуатацию значительного числа объектов.
Дотационность бюджета Бежаницкого района не позволяет бюджет Бежаницкого района считать основным, а часто и единственным финансовым источником восстановления или реконструкции муниципального коммунального имущества.
Коммунальный комплекс ежегодно требует увеличения денежных средств для своего функционирования. Параллельно с этим обостряются негативные тенденции - рост степени износа основных фондов, числа аварийных ситуаций и инцидентов, неплатежей потребителей за коммунальные услуги. Стало очевидным, что нормализация ситуации невозможна без изменения традиционных подходов, сложившихся в коммунальном комплексе района.
В настоящее время существует ряд проблем, связанных с функционированием коммунальной инфраструктуры, которые можно выделить по каждому виду коммунальных услуг, в частности:
Водоснабжение.
Основными проблемами являются: отсутствие водоснабжения населения, проживающего в домах индивидуальной жилой застройки, а также большой износ существующих сетей.
Анализ существующего состояния системы водоснабжения выявил сверх- нормативные утечки в сетях. Имеются проблемы с качеством питьевой воды, в том числе и по причине выработанного ресурса скважин, особенно в р.п. Красный Луч и п. Бежаницы. Количество водозаборов 126 единиц. Протяженность водопроводных сетей 133,9 км, из них ветхие сети 80 км, износ 60 %.
Водоотведение.
Основными причинами, отрицательно влияющими на водоотведение. являются: устаревшие сети канализации (более 30 лет) или их отсутствие; большое количество канализационных сетей и охранные зоны находятся под застройками и огородами; отсутствие сооружений по очистке и обеззараживанию сточных вод, сброс сточных вод на рельеф. Протяженность канализационных сетей 8,7 км из них ветхие 7 км, износ 80 %
Теплоснабжение.
Основной проблемой теплоснабжения является износ сетей и теплотехнического оборудования.
Источниками теплоснабжения являются 9 отопительных котельных, в том числе 4 котельных газовых, 2 из которых введены в эксплуатацию в 2009 году. Остальные 5 котельных работают на твердом топливе: дрова, уголь. Объемы потребности в топливе на отопительный сезон:
дрова 5500 м3; уголь 180 т; газ 2,8 млн. м3. Общая протяженность тепловых сетей 15,5 км., из них 8 км ветхие, т.е. износ составляет более 50 %. Температурный режим поставки тепла соответствует нормативу, кроме поставки тепла от котельных, расположенных в с. Кудеверь, с. Чихачёво и с. Ашево.
Электроснабжение.
В связи с увеличением мощностей потребителей, а также застройкой необходимо реконструировать существующие сети и эл. подстанции, имеющие большой физический износ, и строительство новых электрических сетей.
Для повышения качества коммунальных услуг для населения района и эффективного использования природных ресурсов необходимо обеспечить масштабную модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры.
Принятие настоящей подпрограммы вызвано необходимостью осуществлять ряд приоритетных работ на объектах коммунальной инфраструктуры программно-целевым методом.