Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА "ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ И РАЗВИТИЕ ЭНЕРГЕТИКИ В НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ" (с изменениями на: 12.07.2017)


 2. Характеристика сферы реализации подпрограммы 1 и обоснование включения ее в государственную программу


Подпрограмма направлена на создание эффективной и сбалансированной энергетической инфраструктуры Ненецкого автономного округа, условий для развития энергетической системы региона и повышения электро- и газоснабжения потребителей, обеспечение доступности энергетической инфраструктуры.

Одной из ключевых проблем, влияющей на эффективность работы ресурсоснабжающих организаций и обеспечение бесперебойного предоставления ресурсов (электроэнергия, теплоэнергия, вода, газ), является отсутствие приборов учета энергетических ресурсов. Низкая обеспеченность приборами учета дизельного топлива, расчетными счетчиками электроэнергии сельских электростанций обуславливает высокий удельный расход топлива дизель-генераторной установкой (далее - ДГУ) на 1 кВт.ч вырабатываемой электроэнергии. Так, при удельном расходе топлива, заявленном производителями современных ДГУ, в 230 - 260 г/кВт.ч фактический его расход составляет от 300 до 1 500 г/кВт.ч (при среднем 360 - 370 г/кВт.ч), притом что цена топлива в Ненецком автономном округе, как и в других северных регионах, значительно выше, чем в центральной России. Высокая стоимость привозного топлива обусловлена значительными сборами по его доставке ввиду сложной логистической схемы и ограниченных сроков морской и речной навигации, а также высоких затрат на оплату труда. Учитывая, что цена за произведенные энергоресурсы выполняет важную социальную функцию, из бюджетов различных уровней компенсируется порядка 80% от стоимости выработанных энергоресурсов (электро-, теплоэнергии). Высокая стоимость электроэнергии в Ненецком автономном округе обусловлена низкой эффективностью генерации и использованием привозного топлива в качестве основного.

Другой не менее значимой проблемой является значительный физический износ (50% - 70%) основных фондов ресурсоснабжающих предприятий и организаций Ненецкого автономного округа. Данная проблема особенно показательна для муниципального образования "Муниципальный район "Заполярный район", которому объекты электро-, теплоснабжения, а также сетевое хозяйство (электро-, теплосети, сети водоснабжения и водоотведения) достались от сельскохозяйственных и геологоразведочных предприятий и организаций. Котельное оборудование и теплосети муниципального образования "Муниципальный район "Заполярный район" имеют значительный физический износ. Средняя величина износа котельного оборудования в населенных пунктах составляет 48% (от 5% - 12% в п. Красное Приморско-Куйского сельсовета до 60% - 100% в п. Искателей). Средний износ основного оборудования котельных в г. Нарьян-Маре составляет 46%.

Причинами высокого уровня износа являются длительный срок эксплуатации, коррозия топочных камер и поверхностей теплообмена из-за низкокачественного топлива. Многие здания котельных в сельских поселениях находятся в аварийном состоянии. Все это приводит к резкому снижению коэффициента полезного действия, недостаточной тепловой мощности, отпускаемой потребителям, перерасходу топлива.

Протяженность сетей теплоснабжения в двухтрубном исчислении в г. Нарьян-Маре составляет 50,7 км, в населенных пунктах муниципального образования "Муниципальный район "Заполярный район" - 26,4 км. В среднем величина износа теплосетей превышает 50%. Фактические потери тепловой энергии в сетях невозможно определить из-за отсутствия приборов учета выработанной и потребленной тепловой энергии.