Обоснованием необходимости разработки и реализации подпрограммы 4 является сложная социально-экономическая ситуация в сфере потребительского рынка на селе. Отсутствие автомобильных дорог и железнодорожного транспорта, ограниченные сроки морской и речной навигации значительно повышают стоимость доставки продовольственных и иных товаров в сельские населенные пункты.
Снижение производства в различных отраслях народного хозяйства, снижение жизненного уровня сельского населения в течение ряда лет отрицательно сказались на состоянии сферы торговли. Сложившееся размещение объектов торгового обслуживания и общественного питания на селе не полностью отвечает потребностям населения. В особо сложном положении оказались населенные пункты, расположенные вдали от крупных населенных пунктов и с небольшим количеством жителей (в основном пенсионного возраста). Большинство сельских жителей лишены возможности пользоваться социально значимыми услугами по месту жительства. По данным органов государственной статистики Ненецкого автономного округа, сельских населенных пунктов с численностью жителей до 200 человек на территории Ненецкого автономного округа - 20 единиц.
С ростом транспортных тарифов возникает риск роста цен на товары. Поэтому для обеспечения сельского населения качественными товарами по доступным ценам необходима государственная поддержка завоза основных продовольственных товаров в сельские населенные пункты в части транспортной составляющей.
В общем розничном товарообороте на селе товарооборот потребительской кооперации составляет до 90,0%.
Сельскохозяйственные производственные кооперативы осуществляют розничную торговлю привозными товарами и продуктами собственного производства: молоко, продукты переработки молока, мясо. Десять малых и микропредприятий, занятых в сфере торговли, осуществляют деятельность в сельской местности.
Подпрограмма 4 разработана в целях повышения качества жизни сельского населения Ненецкого автономного округа путем поддержки потребительского рынка, обеспечения его развития.
Существующие проблемы потребительского рынка на селе указывают на то, что задачи по повышению качества жизни сельского населения носят комплексный, долгосрочный характер и требуют для своего решения согласованных действий органов исполнительной власти Ненецкого автономного округа, организаций всех форм собственности и предпринимателей, оказывающих услуги сельскому населению.