Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА "РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ, СЫРЬЯ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ В НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ" (с изменениями на: 22.10.2014) (утратил силу на основании постановления Администрации Ненецкого автономного округа от 11.03.2015 N 57-п)

1. Характеристика сферы реализации подпрограммы 3, описание основных проблем и обоснование включения в государственную программу


Торговля является одной из важнейших составляющих экономики, оказывающих значительное влияние на качество жизни населения.

За последние годы в сфере торговли на территории Ненецкого автономного округа происходят позитивные количественные и качественные изменения.

Розничная торговая сеть на территории Ненецкого автономного округа на 1 января 2013 года насчитывает 238 предприятий торговли, состоящих из 402 торговых объектов, в том числе 102 торговых объекта расположены в сельских поселениях. Средняя численность работников организаций торговли составляет 972 человека.

Потребительская кооперация представлена одним городским и десятью сельскими потребительскими обществами, объединенными в Ненецкий окружной союз потребительских обществ.

Оптовую торговлю в Ненецком автономном округе осуществляет одно оптовое предприятие (склад), реализующее алкогольную продукцию.

В 2012 году оборот розничной торговли в Ненецком автономном округе составил 6 073,7 миллионов рублей, что в товарной массе составляет 105,1% к 2011 году. За первое полугодие 2013 года - 3,7 миллионов рублей, что в товарной массе составляет 105,2% к аналогичному периоду 2012 года. Оборот оптовой торговли в 2012 году составил 19,3 миллионов рублей, в первом полугодии 2013 года - 9,1 миллионов рублей.

Оборот розничной торговли на 100% формируется торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями вне рынка.

Структура формирования оборота розничной торговли Ненецкого автономного округа в 2012 году:

- малые предприятия - 36,7%;

- субъекты среднего предпринимательства - 17,9%;

- индивидуальные предприниматели вне рынка - 30,1%;

- организации, не относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства - 15,3%.

В общем розничном товарообороте на селе товарооборот потребительской кооперации составляет до 90,0%. Потребительская кооперация осуществляет оптовую и розничную торговлю на территории 34 поселений в 44 магазинах.

Сохраняется проблема обеспечения товарами и услугами повседневного спроса населения в труднодоступных и малонаселенных пунктах Ненецкого автономного округа.

Состояние и тенденции развития потребительского рынка Ненецкого автономного округа свидетельствуют о наличии в торговой отрасли ряда проблем.

Одной из основных проблем является отсутствие автомобильных дорог и железнодорожного транспорта. Ограниченные сроки морской и речной навигации значительно повышают стоимость доставки продовольственных и иных товаров в населенные пункты Ненецкого автономного округа. Около 9% продовольствия доставляется в сельские поселения авиатранспортом, морским и речным - 59,2%, зимником - 31,8%.

Формирование цены на товары напрямую зависит от транспортных тарифов.

Имеет место дифференциация цен на одноименные товары, в том числе на товары первой необходимости, как в разрезе населенных пунктов, так и в разрезе торговых точек одного поселения.

Большинство хозяйствующих субъектов (индивидуальных предпринимателей, а также граждан, занимающихся огородничеством и животноводством) не имеют доступа к торговым площадям для цивилизованной реализации произведенной ими продукции.

Качество торгового обслуживания в силу целого ряда факторов не удовлетворяет потребности жителей Ненецкого автономного округа.

Для увеличения показателя оборота розничной торговли на душу населения необходимо способствовать развитию конкуренции на потребительском рынке Ненецкого автономного округа.

Необходимо развитие такого направления как ярмарочная торговля, которое может быть приурочено к отраслевым праздникам или иным другим событиям и мероприятиям, с участием местных товаропроизводителей, поскольку данный формат торговли является одним из основных путей по расширению возможностей реализации продукции сельхозтоваропроизводителей напрямую потребителям, минуя посредников.

Развитие потребительского рынка Ненецкого автономного округа свидетельствует о наличии возможности для его дальнейшего роста на среднесрочную перспективу.

Реализация подпрограммы 3 будет направлена на преодоление слабых сторон в вопросе обеспечения услугами торговли.

Существующие проблемы в торговле носят комплексный, долгосрочный характер и требуют согласованных действий органов исполнительной власти Ненецкого автономного округа, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектов Ненецкого автономного округа, осуществляющих производство и поставку товаров.