Подпрограмма 2 разработана с учетом федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов Ненецкого автономного округа. Подпрограмма 2 ориентирована на реализацию государственной политики и создание благоприятных условий для развития внутреннего и въездного туризма в Ненецком автономном округе.
Ненецкий автономный округ обладает уникальными природными, культурными, историческими, археологическими и архитектурными объектами, обладающими значительным потенциалом для развития различных видов туризма. В составе региона 19 муниципальных образований, и каждый из них имеет особую природно-географическую, историко-культурную самобытность.
Туризм на территории Ненецкого автономного округа является существенным источником доходов, занятости, способствует диверсификации экономики, создавая отрасли, обслуживающие данную сферу. Ресурсные возможности Ненецкого автономного округа позволяют при соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры увеличить прием российских и иностранных туристов в несколько раз.
В течение 2013 года на территории Ненецкого автономного округа действовала долгосрочная целевая программа "Создание благоприятных условий для развития туризма в Ненецком автономном округе на 2013 - 2015 годы", утвержденная постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 30.08.2012 N 237-п. В рамках данной программы представители Ненецкого автономного округа участвовали в Московской международной туристской выставке "MITT-2013", был проведен конкурс грантов для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере туризма на территории Ненецкого автономного округа, создан туристский информационный портал Ненецкого автономного округа www.visitnao.ru, создана и размещена на портале туристская интерактивная карта Ненецкого автономного округа, туристские возможности округа представлены в Туристском профессиональном каталоге "Туристские ресурсы России", организованы обучающие семинары для представителей сферы туризма Ненецкого автономного округа.
В мае 2013 года было создано казенное учреждение Ненецкого автономного округа "Туристический культурный центр". Основные цели деятельности учреждения:
1) реализация государственной политики в сфере туризма с учетом национальных и региональных социально-экономических, культурных, демографических и иных особенностей;
2) популяризация и развитие этнографического туризма с учетом традиционной культуры и образа жизни коренных малочисленных народов Севера Ненецкого автономного округа;
3) реализация региональных и федеральных программ в сфере туризма;
4) осуществление информационно-рекламной деятельности по продвижению регионального туристского продукта на внутренний и международный туристские рынки.
С целью проведения маркетинговых исследований потребностей и заинтересованности потенциальных туристов Ненецкого автономного округа на выставке "MITT-2013" был организован опрос респондентов по предложенной форме анкеты. Основные показатели анализа анкет:
1) 89% респондентов мало осведомлены, 13,5% не знают ничего;
2) 86,6% опрошенных хотели бы побывать в Ненецком автономном округе;
3) интересы по видам туризма:
- 56,5% - этнотуризм;
- 54% - экологический туризм;
- 41,9% - экстремальные туры.
Анализ опроса показал востребованность туристских продуктов Ненецкого автономного округа.
Анализ конкурентных преимуществ и слабостей Ненецкого автономного округа на рынке въездного и внутреннего туризма показывает необходимость активных действий, направленных на создание условий для устойчивого развития туризма в регионе, упрощение и удешевление транспортной схемы.
За 2013 год в Ненецком автономном округе был сделан качественный скачок в области продвижения туристских продуктов Ненецкого автономного округа на целевом рынке. Тем не менее, интенсивность продвижения регионального турпродукта остается низкой в сравнении с ведущими российскими и европейскими регионами.
Указанные проблемы определяют необходимость разработки и реализации подпрограммы 2 с целью формирования современного эффективного конкурентоспособного туристского рынка, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских услугах, повышение занятости и уровня доходов населения.