(с изменениями на 9 ноября 2023 года)
(в ред. решения Совета муниципального района "Заполярный район" от 09.11.2023 N 283-р)
В целях реализации права граждан на осуществление местного самоуправления посредством выдвижения правотворческой инициативы, руководствуясь статьей 26 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ, на основании статьи 32 Устава Заполярного района Ненецкого автономного округа, Совет муниципального района "Заполярный район" Ненецкого автономного округа решил:
(в ред. решения Совета муниципального района "Заполярный район" от 09.11.2023 N 283-р)
1. Утвердить Положение о порядке реализации правотворческой инициативы граждан муниципального образования "Муниципальный район "Заполярный район" Ненецкого автономного округа (Приложение N 1).
(в ред. решения Совета муниципального района "Заполярный район" от 09.11.2023 N 283-р)
2. Настоящее Решение вступает в силу с момента его официального опубликования.
Председатель Совета Главамуниципального района муниципального района"Заполярный район" "Заполярный район"В.А.ОКЛАДНИКОВ А.В.БЕЗУМОВ
ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ ГРАЖДАН МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН "ЗАПОЛЯРНЫЙ РАЙОН" НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
(в ред. решения Совета муниципального района "Заполярный район" от 09.11.2023 N 283-р)
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ, Уставом Заполярного района и регулирует порядок реализации правотворческой инициативы граждан на территории Заполярного района.
1.2. Правотворческая инициатива граждан является формой непосредственного участия жителей муниципального образования "Муниципальный район "Заполярный район" Ненецкого автономного округа (далее по тексту - Заполярный район Ненецкого автономного округа) в осуществлении местного самоуправления.
(в ред. решения Совета муниципального района "Заполярный район" от 09.11.2023 N 283-р)
Под правотворческой инициативой в настоящем Положении понимается внесение инициативной группой граждан, имеющих место жительства на территории Заполярного района и обладающих избирательным правом, проектов правовых актов по вопросам местного значения в органы местного самоуправления Заполярного района (Совет Заполярного района, администрацию Заполярного района), к компетенции которых относится принятие соответствующих актов.
1.3. Инициатива имеет своей целью обеспечение участия граждан в осуществлении местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством, Уставом Заполярного района, а также настоящим Положением.
1.4. Не являются предметом правотворческой инициативы вопросы, связанные с принятием, изменением, дополнением бюджета муниципального образования, иные вопросы, относящиеся к исключительной компетенции органов местного самоуправления Заполярного района, а также вопросы, не связанные с вопросами местного значения муниципального района.
Абзац второй утратил силу. - Решение Совета муниципального района "Заполярный район" от 09.11.2023 N 283-р.
2.1. Формирование инициативной группы граждан по внесению в органы местного самоуправления Заполярного района проектов муниципальных правовых актов осуществляется на основе волеизъявления граждан на собраниях, конференциях граждан по месту жительства, а также общественными объединениями.
Членом инициативной группы может быть совершеннолетний дееспособный гражданин Российской Федерации, обладающий избирательным правом на выборах в органы местного самоуправления Заполярного района. Члены инициативной группы граждан могут избрать из своего состава председателя и секретаря.
2.2. Инициативная группа граждан считается созданной с момента принятия решения о ее создании.
2.2.1. Минимальная численность инициативной группы граждан должна составлять не менее 15 человек, но не может превышать 3 процента от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.
2.2.2. Решение о создании инициативной группы граждан оформляется протоколом заседания группы и подписывается всеми ее членами.
3.1. В целях реализации правотворческой инициативы инициативная группа граждан вносит в орган местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления Заполярного района, в компетенцию которого входит принятие муниципального правового акта, следующие документы:
- проект муниципального правового акта (наименование проекта должно четко отражать его смысл, текст должен быть конкретным и не позволяющим давать широкое толкование изложенных в нем норм);
- пояснительную записку, содержащую обоснование необходимости принятия муниципального правового акта, его целей и основных положений;
- список членов инициативной группы, граждан с личными подписями, с указанием фамилии, имени, отчества, паспортных данных, адреса места жительства и телефона членов группы;
- сопроводительное письмо инициативной группы с указанием фамилии, имени, отчества, паспортных данных, адреса места жительства лиц(а) инициативной группы граждан, уполномоченных(ого) представлять инициативную группу в процессе рассмотрения органом местного самоуправления, должностным лицом местного самоуправления проекта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы, в том числе докладчика по проекту муниципального правового акта из числа уполномоченных представителей инициативной группы;
- протокол собрания (заседания), на котором было принято решение о создании инициативной группы граждан для реализации правотворческой инициативы.
Данные документы должны быть предоставлены в бумажном и электронном виде, при соблюдении их аутентичности.
3.2. Орган местного самоуправления или должностное лицо местного самоуправления Заполярного района отказывают в рассмотрении вышеуказанных документов в следующих случаях:
- нарушения требований настоящего Положения, предъявляемых к численности и порядку создания инициативной группы граждан;
- нарушения требований к перечню документов, прилагаемых к проекту муниципального правового акта, вносимого в порядке реализации правотворческой инициативы;
- фальсификации или отсутствия в протоколе собрания подписей председателя или секретаря, а в списке членов инициативной группы более одного процента от всех подписей членов инициативной группы.
3.3. В случае отказа в принятии документов уполномоченным представителям инициативной группы граждан выдается письменный мотивированный отказ.
3.4. Отказ в принятии документов не является препятствием для повторной подачи документов для реализации правотворческой инициативы при условии устранения инициативной группой граждан нарушений, вызвавших отказ.
3.5. Представители инициативной группы вправе обжаловать результаты проверки предъявленных ими документов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
4.1. Инициативная группа вправе осуществлять сбор подписей в поддержку правотворческой инициативы со дня опубликования в печатном средстве массовой информации сведений о своем создании. Срок сбора подписей не должен превышать 15 дней.
4.2. Каждый житель Заполярного района, обладающий избирательным правом, также имеет право беспрепятственной агитации в поддержку или против правотворческой инициативы в соответствии с действующим законодательством с момента, когда ему станет известно о сборе подписей в поддержку правотворческой инициативы.
4.3. Агитация может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения собраний, конференций граждан, встреч с жителями Заполярного района, дискуссий, распространения агитационных печатных материалов и иных законных форм и методов агитации.
4.3.1. Печатные средства массовой информации, учредителями которых являются органы местного самоуправления Заполярного района, муниципальные организации, учреждения, либо финансируемые полностью или частично за счет средств бюджета Заполярного района, обязаны обеспечить возможность платной публикации проектов муниципальных правовых актов, выносимых инициативной группой граждан в качестве правотворческой инициативы граждан. Оплата печатной площади производится за счет средств инициативной группы граждан.
4.4. Расходы, связанные со сбором подписей, а также ведением агитации по реализации правотворческой инициативы граждан, несет инициативная группа.
4.5. Подписи в поддержку правотворческой инициативы собираются посредством внесения их в подписные листы по установленной форме (Приложение N 1).
4.5.1. Член инициативной группы или уполномоченное им лицо, собирающие подписи, должны представить текст вносимого проекта муниципального правового акта по требованию лиц, ставящих свои подписи в подписные листы.
4.5.2. Житель Заполярного района, подписываясь в подписном листе, собственноручно указывает в нем свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день сбора подписей - дополнительно - день и месяц рождения), адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа, а также дату внесения подписи.
4.6. После окончания сбора подписей инициативная группа вносит в орган, должностному лицу местного самоуправления окончательный проект муниципального правового акта, а также итоговый протокол инициативной группы о результатах сбора подписей по установленной форме с пронумерованными подписными листами.
5.1. Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления Заполярного района, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения.
Проект муниципального правового акта, внесенный в качестве правотворческой инициативы, принимается в порядке, установленном для принятия муниципальных правовых актов органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.
5.2. Орган, должностное лицо местного самоуправления, не позднее чем за 10 дней до даты рассмотрения проекта муниципального правового акта, в письменной форме уведомляют представителя инициативной группы граждан о дате и времени рассмотрения внесенного инициативной группой граждан проекта муниципального правового акта и обеспечивают представителям инициативной группы возможность изложения своей позиции при рассмотрении указанного проекта.
Для обсуждения внесенного проекта муниципального правового акта могут быть проведены публичные слушания.