Необходимость принятия Программы обусловлена переходом системы профессионального образования на новый качественный уровень подготовки кадров, в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Приморского края до 2025, утвержденной Законом Приморского края от 20 октября 2008 г. N 234 - КЗ, привлечением и закреплением населения в Приморском крае, посредством обеспечения доступности образования.
В настоящее время в Приморском крае система образовательных учреждений профессионального образования представлена: 32 краевыми учреждениями начального профессионального образования; 21 учреждением среднего профессионального образования (7 краевого и 14 федерального подчинения), 7 негосударственными учреждениями среднего профессионального образования и 18 структурными подразделениями высших учебных заведений (далее - вуз); 7 государственными вузами, 2 негосударственными вузами.
В 2011 году в Приморском крае осуществляется подготовка по 458 специальностям (профессиям), что демонстрирует устойчивое развитие предоставления образовательных услуг по сравнению с уровнем 2000 года в 1,4 раза, с уровнем 2005 г. - в 1,2 раза. Распределение специальностей по укрупненным группам (отраслям наук) показывает, что за период 2000-2011 г. в Приморском крае сохраняется устойчивая привлекательность для абитуриентов следующих направлений:
"Экономика и управление" (2000 г. - 14,0% выпускников, 2005 г. – 15%, 2010 г. – 17%, 2011 г. и на период до 2013 г. – 27-28% от общей численности выпускников в Приморском крае);
"Сфера обслуживания" (2000 г. - 16,0% выпускников, 2005 г. – 15%, 2010 г. – 8%, 2011 г. и на период до 2013 г. – 7% от общей численности выпускников в Приморском крае. Нисходящий тренд, в данном случае, обусловлен сокращением студентов в краевых государственных образовательных учреждениях начального профессионального образования и среднего профессионального образования;
"Транспортные средства" (2000 г. - 19,0% выпускников, 2005 г. – 16%, 2010 г. – 10%, 2011 г. и на период до 2013 г. – 11% от общей численности выпускников в Приморском крае).
Показатели трудоустройства выпускников по данным группам являются наиболее высокими и составили за период 2008-2010 г. в среднем 80-85%.
За период 2000-2011 годы наблюдается устойчивый спрос в Приморском крае на специальности в области гуманитарных наук (2000 г. - 9,5% выпускников, 2005 г. – 10%, 2010 г. – 11%, 2011 г. и на период до 2013 г. – 13-14% от общей численности выпускников в Приморском крае). Вместе с тем, специальности в таких областях наук, как физико-математические науки, естественные науки, социальные науки, образование и педагогика, здравоохранение, культура и искусство, сельское и рыбное хозяйство, геодезия и землеустройство, геология, разведка и разработка, энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника, морская техника, информатика и вычислительная техника за период 2000-2010 г. привлекли, в среднем, не более 1-5% от общего количества абитуриентов. В указанный период времени не более 17-12% от общего количества выпускников школ выбрали для себя обучение по профессиям рабочих. В то же время последние годы на регистрируемом рынке труда стабильно преобладает спрос, в первую очередь, на профессии рабочих во всех сферах деятельности. Реализация крупных инвестиционных проектов в крае, в частности, строительство объектов инфраструктуры саммита АТЭС-2012 в городе Владивостоке, строительство Морского нефтеперегрузочного и нефтеперерабатывающего комплекса в бухте Козьмино (город Находка), возобновление работы предприятий оборонно-промышленного комплекса в связи с задачами возрождения отечественного судостроения и судоремонта, развитие энергетики, машиностроения формирует устойчивый спрос на кадры рабочих и специалистов инженерно-технического направления. Главным направлением развития профессионального образования должна стать подготовка кадров рабочих профессий и специалистов для обеспечения требований рынка труда.
При этом система начального и среднего профессионального образования Приморского края, призванная обеспечить высококвалифицированными рабочими кадрами и специалистами в настоящее время не в полной мере отвечает спросу на рынке труда. Причиной этому является наличие проблем в структуре и механизме функционирования системы профессионального образования, без преодоления которых невозможно обеспечить эффективную функцию системы профессионального образования в переходе Приморского края на инновационный путь развития, повышающий конкурентоспособность, социальную и инвестиционную привлекательность Приморского края.
К указанным проблемам относятся:
отсутствие перспективного заказа работодателей на подготовку и переподготовку рабочих и специалистов, что существенно затрудняет формирование оптимальной структуры подготовки кадров;
недостаточная мотивация большинства выпускников школ к выбору рабочих профессий и специальностей в силу непривлекательности профессионального образования по техническим профессиям и специальностям (в 2010 году по г.Владивостоку 82,5% выпускников 11-х классов поступили в высшие учебные заведения и лишь 12,5% выпускников - в краевые государственные образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования);
невысокая наполняемость краевых государственных образовательных учреждений начального профессионального образования (средний коэффициент наполняемости - отношение фактического количества учащихся к проектной мощности учреждения составляет в среднем по краю – 60%, по состоянию на 01 июля 2011 года), вследствие низкой мотивации выпускников школ к выбору в пользу начального и среднего профессионального образования;
устаревшая материально-техническая база большинства краевых государственных образовательных учреждений начального профессионального образования, что затрудняет и снижает качество подготовки рабочих кадров и специалистов (износ учебно-производственного, лабораторного оборудования составляет 90% в 10 из 32 учреждений начального и среднего профессионального образования, подведомственных департаменту образования и науки Приморского края, по результатам оценки на 01 ноября 2010 года);
отсутствие эффективной системы социального партнерства в краевых государственных образовательных учреждениях начального профессионального образования, что сдерживает выработку профессиональных стандартов, получения практических знаний обучающимися и создание системы независимой оценки качества профессионального образования;
несоответствие качества подготовки выпускников краевых государственных образовательных учреждений начального профессионального образования требованиям, предъявляемым к ним со стороны организаций - работодателей, осуществляющих их прием на рабочие места, что снижает долю трудоустройства выпускников;
отсутствие краевых государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования по подготовке специалистов технического профиля (техническим специальностям);
неэффективная система стимулирования профессионального роста руководящих и педагогических работников в краевых государственных образовательных учреждениях начального профессионального образования, что усугубляет процесс старения педагогических кадров и является причиной низких темпов повышения профессиональных квалификаций и недостаточного притока специалистов из реального сектора экономики.
В связи с этим необходимо решить существующие проблемы программными методами.