Недействующий

О КРАЕВОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ОТХОДЫ" НА 2005-2008 ГОДЫ

Паспорт краевой целевой программы "Отходы" на 2005-2008 годы


Наименование программы

краевая целевая программа "Отходы" на 2005-2008 годы (далее - Программа)

Основание разработки программы

Федеральный c:\content\ngr\RU0000R199802782.doc "Об отходах производства и потребления"

Государственный заказчик программы

Управление охраны окружающей среды Приморского края

Основной разработчик программы

Дальневосточный филиал Всероссийского научно-исследовательского института охраны природы

Цели и задачи программы

целью Программы является разработка и реализация комплекса мер, направл енных на:
 уменьшение образования отходов производства и потребления;

 повышение вовлечения отходов производства и потребления в хозяйственный оборот в качестве вторичного сырья;

 обеспечение экологически безопасного размещения и обезвреживания отходов производства и потребления, в том числе накопленных промышленных отходов, представляющих опасность для окружающей среды;

 повышение эффективности финансирования мероприятий, направленных на ликвидацию последствий загрязнения окружающей среды.
 Основными задачами Программы являются:
 разработка нормативных правовых актов, регулирующих обращение с отходами производства и потребления, а также обеспечивающих экономические стимулы для повышения их использования в качестве вторичного сырья;

 создание краевой системы управления в сфере обращения с отходами производства и потребления;

 создание регионального кадастра отходов производства и потребления Приморского края;

 оказание финансовой помощи муниципальным образованиям края по проектированию и строительству отвечающих современным экологическим и гигиеническим требованиям объектов захоронения отходов (полигонов)

Сроки и этапы реализации программы

2005-2008 годы. Программа реализуется в один этап

Перечень основных мероприятий программы

система мероприятий программы включает следующие разделы:
 создание краевой системы управления в сфере обращения с отходами производства и потребления;

 создание новых полигонов твердых бытовых отходов по экологически безопасному захоронению отходов и предприятий по комплексной переработке твердых бытовых отходов

Исполнители программы

организации, определяемые на конкурсной основе в соответствии с федеральным законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд

Объем и источники финансирования

общий объем финансирования за счет средств краевого бюджета - 172754,79 тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

реализация Программы позволит:
 создать нормативную правовую и технологическую базу для реализации в Приморском крае единой государственной политики в сфере обращения с отходами производства и потребления на различных уровнях управления;

 уменьшить на 15-20 процентов и локализовать негативное воздействие отходов производства и потребления на окружающую среду;

 увеличить ресурсно-сырьевой потенциал края и объем производимой товарной продукции из отходов производства и потребления;

 улучшить санитарное состояние населенных пунктов и рекреационных зон;

 сократить площади земель, отчуждаемых под полигоны, свалки, отвалы и хранилища отходов, для сельскохозяйственного и иного использования;

 сэкономить сырье, материальные и топливно-энергетические ресурсы за счет повышения вовлечения отходов производства и потребления в хозяйственный оборот;

 предотвратить экологический ущерб по экономической оценке в размере около 20 млрд рублей;

 привлечь средства бюджетов муниципальных образований края и внебюджетных источников на сумму около 50 млн рублей

Организация контроля за реализацией программы

контроль за реализацией и управление реализацией Программы осуществляет государственный заказчик - управление охраны окружающей среды Приморского края

1.Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Сложившаяся в Приморском крае ситуация в области образования, использования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов характеризуется опасным загрязнением окружающей среды, нерациональным использованием природных ресурсов, значительным экономическим ущербом и представляет значительную угрозу здоровью населения Приморского края.

Интегральный экономический ущерб по всем направлениям негативного воздействия на окружающую среду от размещения отходов производства и потребления составляет ежегодно не менее 390 млн рублей.

Согласно статистическим данным в Приморском крае объем образования отходов производства и потребления в среднем превышает 50 млн т в год, из которых большую часть составляют отходы промышленного производства.

Объем образования различных бытовых отходов, образующихся в результате жизнедеятельности двухмиллионного населения края, составляет свыше 0,750 млн т.

Наибольшее количество отходов в Приморском крае образуют предприятия топливной и электроэнергетической отраслей промышленности - 84,8 процента (- здесь и далее статистические данные 2002 года).

. В данных отраслях наиболее значимыми являются вскрышные и вмещающие породы (V класс опасности) и золошлаковые отходы (IV класс опасности).

На предприятиях металлургической отрасли промышленности образуется 8,4 процента отходов, основной объем которых приходится на хвосты и шламы горноперерабатывающего производства.

Около 3,7 процента от всего объема образования отходов в крае приходится на производство фосфатных удобрений и другой продукции неорганической химии.

В меньших количествах отходы образуются в промышленности строительных материалов, а также на предприятиях машиностроения, металлообработки, ремонта машин и оборудования, в лесной, деревообрабатывающей, пищевой промышленности, жилищно-коммунальном хозяйстве и прочих отраслях экономики. В данных отраслях общий объем образования отходов составляет 3,1 процента.

Объем образования наиболее опасных отходов производства и потребления составляет 8,230 млн т в год (16,3 процента), из которых: I класса опасности - 0,023 процента, II класса опасности - 0,036 процента, III класса опасности - 0,061 процента, IV класса опасности - 99,88 процента.

В структуре опасных отходов I класса опасности наибольший удельный вес занимают следующие виды отходов: пыль свинецсодержащая (1753 т) и отработанные ртутьсодержащие лампы (13,3 т).

Среди отходов II класса опасности преобладают отработанные синтетические и минеральные масла (906 т), отходы нефтепродуктов (972 т), отходы неорганических кислот (234 т).

Из отходов III класса опасности в значительном объеме образуются отходы обработки и переработки древесины, загрязненные нефтепродуктами и пестицидами (2100 т), отходы эмульсий и смесей нефтепродуктов (865 т), нефтешламы (2072 т), гальваношламы (33 т).

Отходы IV класса опасности включают следующие виды: золошлаковые отходы (2700000 т), хвосты и шламы горноперерабатывающей промышленности (2700000 т), отходы обработки и переработки древесины (29600 т), лом и отходы черных металлов (29600 т), отходы содержания животных и птиц (24600 т), отходы, образующиеся при механической и биологической очистке сточных вод (23200 т) и отходы производства растительных и животных масел (1300 т).

Отходы V класса опасности представлены в преобладающем объеме вскрышными и вмещающими породами добывающей промышленности (42220000 т), а также отходами лесозаготовок и вырубок (5500 т).

Различная специализация и степень освоенности муниципальных образований края отражают видовой состав и объем образующихся отходов.

Максимальные объемы образования отходов приходятся на города Владивосток, Находку, Уссурийск, районы добычи и переработки руд (Дальнегорский, Кавалеровский, Красноармейский, Хорольский районы) и угледобывающие районы (Михайловский, Октябрьский, Партизанский, Пожарский, Шкотовский районы).

Многие виды отходов являются общими для разных территорий. Например, повсеместно образуются нефтесодержащие отходы, металлолом, отработанные автошины, аккумуляторы и ртутьсодержащие лампы, золошлаковые отходы, твердые бытовые отходы.

Ориентировочный объем ежегодного использования отходов в Приморском крае составляет 1,5 процента от объема их образования.

Вместе с этим многие из образующихся на территории Приморского края отходов обладают материально-ресурсным потенциалом и могут быть использованы для производства товарной продукции, выполнения работ и услуг, получения электрической и тепловой энергии.

В Приморском крае только начинает создаваться инфраструктура по переработке и обезвреживанию отходов производства и потребления. Данная инфраструктура во многом ориентирована на виды отходов, близкие к бытовым (отработанные автошины, аккумуляторы, ртутьсодержащие лампы, пластмассы, макулатура). Однако она может быть использована для решения проблем в области обращения с промышленными и бытовыми отходами в Приморском крае.

Производства, действующие в данной сфере, немногочисленны, имеют малую производительность и не могут ликвидировать дефицит перерабатывающих мощностей в крае.

Масштабной переработке большинства видов отходов препятствует отсутствие отлаженной системы сбора отходов производства и потребления в качестве вторичного сырья на основе единой достоверной системы учета отходов, образующихся в крае.

В настоящее время информация по обращению с отходами в Приморском крае разобщена, разрознена по ведомствам, узко специализированна, малодоступна и зачастую противоречива. В то же время для эффективного управления процессами обращения с отходами, для принятия управляющими структурами обоснованных решений необходима информация обо всех стадиях обращения с отходами, от образования отходов до их захоронения, и эта информация должна быть полной, достоверной и своевременной.