Предлагаемые Правительством Российской Федерации сроки перехода на безубыточный режим хозяйствования в сфере жилищно - коммунальных услуг диктует субъектам Федерации жесткие условия без учета различий географо - климатических и экологических особенностей регионов.
Основные этапы перехода на безубыточность:
Доля платежей населения в процентах: 1998 год 50
1999 год 60
2000 год 70
2001 год 80
2002 год 90
2003 год 100,
т. е. вместе с отчислениями на капитальный ремонт.
На первом этапе (1997 - 1998 гг.) необходимо:
1. Завершить разграничение функций собственника, управляющей организации (службы заказчика) и обслуживающей организации в государственном и муниципальном жилищном фонде;
2. Организовать переобучение кадров для работы в управляющих и обслуживающих организациях;
3. Довести долю государственного и муниципального фонда, обслуживаемого на конкурсной основе, до 60 процентов;
4. Довести долю платежей населения в покрытии издержек по предоставлению жилищно - коммунальных услуг до 50 процентов от издержек на их производство;
5. Упорядочить систему льгот отдельным категориям граждан с определением источников их финансирования;
6. Начать процесс частичного включения в ставки оплаты жилищных услуг инвестиционной составляющей (плата за найм) и затрат на капитальный ремонт;
7. Реализовать программы контроля за установлением тарифов на коммунальные услуги предприятиям, являющимся естественными монополистами на рынке ЖКУ;
8. Обеспечить развитие государственной жилищной инспекции края.
При этом процесс перехода на новую систему оплаты ЖКУ необходимо сопровождать разработкой и использованием критериев, учитывающих платежеспособные возможности населения. Темпы роста уровня покрытия гражданами затрат на жилищно - коммунальные услуги обязательно должны быть согласованы с темпами роста доходов населения.
Необходимо создать систему, при которой рост тарифов на ЖКУ, уровень платежей граждан в процентах от реальных издержек от всех видов ЖКУ и максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг ограничивали бы процент населения, имеющего право воспользоваться субсидией, на уровне не более 20 процентов. В противном случае рост объема субсидий будет превышать снижение дотаций в ЖКХ и с увеличением расходов на обеспечение программы субсидий не приведет к снижению бюджетной нагрузки на этот сектор экономики.
Руководитель департамента по жилищно-
коммунальному хозяйству и топливным
ресурсам администрации края В. Чепик