Недействующий

О РЕФОРМЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА КРАЯ

4.1. Принципы реформы финансирования


Реформа в жилищно-коммунальном хозяйстве должна обеспечить модернизацию механизма финансирования отрасли в части сокращения бюджетных ассигнований путем увеличения ставок оплаты жилья и коммунальных тарифов. Организации ЖКХ в результате своей хозяйственной деятельности должны обеспечивать расширенное воспроизводство основных фондов.

При включении в тарифы на оплату жилищно-коммунальных услуг инвестиционной составляющей, обеспечивающей частичное покрытие затрат на капитальный ремонт, реконструкцию и новое строительство объектов жилищно - коммунального хозяйства предприятия будут нести ответственность за качество обслуживания потребителей, определяемое состоянием основных фондов объектов жилищно - коммунального хозяйства. Инвестиционная составляющая в тарифах на коммунальные услуги может использоваться для покрытия долговых обязательств предприятий коммунального хозяйства, привлеченных на развитие и ремонт инженерной инфраструктуры в форме средне - и долгосрочных кредитов или выпуска муниципальных займов.

Для этого при расчете тарифов на жилищно - коммунальные услуги следует перейти от нормативной рентабельности, обеспечивающей лишь часть инвестиционных затрат, к включению инвестиционной составляющей, обеспечивающей в конечном итоге расширенное воспроизводство основных фондов отрасли. Переход на новый принцип расчета должен носить постепенный характер и определяется следующими факторами:

а) развитие инструмента привлечения средне - и долгосрочных кредитных ресурсов предприятиями коммунального хозяйства на развитие и ремонт инженерной и коммунальной инфраструктуры. Это позволит сгладить пиковый характер инвестиционных затрат, разнести их возмещение на более длительный период и сделать величину инвестиционной составляющей тарифа, доступной для оплаты потребителем;

б) включение инвестиционной составляющей в тариф должно определяться возможностью оплаты населением соответствующей доли расходов в рамках перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг. В связи с этим целесообразно установить, что темп прироста тарифа за счет увеличения инвестиционной составляющей не должен, к примеру, более чем в два раза превышать прирост реальных денежных доходов населения.

Финансирование строительства и реконструкции объектов жилищно - коммунального хозяйства в соответствии с объективными требованиями развития среды обитания населенного пункта, не покрываемое за счет инвестиционной составляющей тарифов на оплату жилья и коммунальных услуг, обеспечивают, как правило, органы местного самоуправления за счет средств собственного бюджета и бюджетов других уровней, а также организации - инвесторы. Органам местного самоуправления целесообразно при формировании местных бюджетов средства, необходимые для обеспечения государственных минимальных стандартов содержания объектов жилищно - коммунального хозяйства, в пределах их компетенции выделять отдельной строкой. Расчет потребностей в ресурсах осуществляется на нормативной основе.

Важным направлением совершенствования системы финансирования отрасли является привлечение различных банков для обслуживания финансовых потоков с целью создания конкурентной среды по улучшению условий хранения и обслуживания средств, поступающих в виде оплаты за жилищно - коммунальные услуги. При этом дополнительно получаемые средства могут использоваться для развития отрасли, погашения льгот и субсидий отдельным категориям граждан.